Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Руководитель Воложинской ешивы, духовный лидер своего поколения

Раби Ицхак бар Хаим Воложинер (р. Ицеле из Воложина; 5540-5609 /1780-1849/ гг.) – руководитель Воложинской ешивы, духовный лидер своего поколения.

Сын и ближайший ученик р. Хаима из Воложина.

По свидетельству самого р. Хаима, он «создал свою ешиву для сына, Ицеле, чтобы вырастить и воспитать его в наиболее благоприятной атмосфере познания Торы». Ради сына р. Хаим и «взялся обучать еще нескольких талантливых юношей» (Сарей амеа 5:17).

Р. Ицеле начал преподавать в ешиве еще при жизни отца, а в 5581 /1821/ году, после его кончины, возглавил ешиву и общину Воложина. В 5584 /1824/ году р. Ицеле отредактировал и издал основной труд отца – книгу Нефеш ахаим (Душа жизни).

В последующие десятилетия р. Ицеле Воложинер стал общепризнанным духовным лидером не только литовских евреев, но и всех евреев российской империи – в том числе, и в глазах правительства.

В 5603 /1843/ году р. Ицеле был вызван в Санкт-Петербург к министру просвещения Уварову, который разрабатывал меры по реформированию системы образования среди евреев. В соответствии с указаниями императора Николая I, правительство стремилось заменить еврейские хедеры на начальные школы с преподаванием общеобразовательных предметов и русского языка, чтобы «мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм отчужденности», а впоследствии и привести их к постепенному обращению в христианство. С помощью «просвещения» власти рассчитывали «устранить влияние Талмуда», который, по их мнению, «питает в евреях самое глубокое презрение к народам других вер» и призывает их «к господству над прочими». В ходе бурной полемики р. Ицеле все же удалось отстоять существование своей ешивы (Энциклопедия левейт Исраэль; р. Дов Элиах, Агаон с. 931).

В 5604 /1844/ году на еврейские общины снова обрушился град правительственных мер. Особым указом был упразднен кагал (выборное руководство общин) – все общинные дела передавались в ведение полицейских и муниципальных учреждений. В том же году, по специальному распоряжению Николая I, был введен налог на ношение традиционной еврейской одежды: за одну только ермолку полагалось с каждого еврея «по пяти рублей серебром». В ноябре 5604 /1844/ года император подписал указ «об образовании еврейского юношества», предусматривающий создание многочисленных «казенных еврейских училищ», а также двух высших училищ для подготовки «казенных раввинов» – согласно секретной инструкции, подписанной императором, руководить этими училищами могли только христиане, а преподавание в них следовало вести в «антиталмудическом духе» (Ф. Кандель, Очерки времен и событий т.2).

В 5605 /1845/ году р. Ицеле Воложинер созвал в Вильно (Вильнюсе) съезд руководителей еврейских общин, в котором приняли участие около ста делегатов, представляющих различные течения в еврействе.

Р. Ицеле сумел объединить в общей борьбе, направленной против насильственной русификации и ассимиляции, не только литваков и хасидов, но и наиболее национально настроенных вождей «просветителей». Благодаря гибкой политике, разработанной на съезде в Вильно, в большинстве еврейских общин сумели сохранить традиционный жизненный уклад и даже создать по всей черте оседлости широкую сеть ешив, подобных Воложинской (Сарей амеа 4:4, 6:14).

Р. Ицеле Воложинер был призван в Небесную Ешиву двадцать шестого ияра 5609 /1849/ года, в возрасте шестидесяти девяти лет.

После его смерти были опубликованы две книги, составленные на основе записей, которые велись учениками на его уроках. В книгу Пэ кадош (Святые уста) вошли его толкования первых двух частей ПятикнижияБерешит и Шмот, а в книгу Милей деавот (Слова отцов) – его толкования этического трактата Авот (Поучения отцов).

Р. Ицеле оставил также обширное рукописное наследие, однако основная часть его архива погибла во время пожара, разразившегося в Воложине в 5625 /1865/ году.

Во главе Воложинской ешивы встал зять р. Ицеле – р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), под руководством которого ешива достигла своего высшего расцвета.

 

 

С разрешения издательства Швут Ами

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?