Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Рав Александр Кац
Раби Ицхак бар Моше из Вены (Ор заруа; ок. 4960-5020 /ок. 1200-1260/ гг.) – выдающийся законоучитель, автор книги Ор заруа (Посеяный свет).
Родился в Богемии, недалеко от Праги. Учился в ешивах Вены, а затем в Регенсбурге у р. Йеуды Хасида – под его руководством изучал также сокровенные разделы Торы. После смерти р. Йеуды Хасида, последовавшей в 4977 /1217/ году, продолжил свои занятия в Париже, в ешиве р. Йеуды Сира Леона. Возвратившись в Германию, стал ближайшим учеником знаменитого законоучителя р. Элиэзера бар Йоэля (Раавья;), а затем ближайшим учеником р. Элазара из Вормса, автора книги Рокеах.
Завершив период ученичества, р. Ицхак возглавил ешиву в г. Вюрцбурге; впоследствии он был приглашен занять должность раввина и главы раввинского суда Вены – р. Ицхак возглавлял венскую общину до конца своей жизни.
В самом конце своих дней р. Ицхак завершил работу над законодательным сборником Ор заруа. Эта книга, в отличие от обычных кодексов, включает в себя не только готовые законодательные решения (псак), но и пильпуль – всесторонний и глубокий анализ каждой проблемы. По книге можно проследить, как законодательные решения по каждому частному вопросу выводится из заложенных в Талмуде принципиальных основ. Как правило, автор Ор заруа в начале приводит ход обсуждения каждого вопроса в Талмуде, затем добавляет мнения авторов Тосафот и других законоучителей Германии и Франции, и только потом, столкнув различные точки зрения, выносит окончательное решение: «А вот так представляется мне, составителю». В своих псаках автор Ор заруа чаще принимает за основу более строгую точку зрения.
В двух первых томах книги приведены законы, связанные с сельскохозяйственными работами, праздниками и семейными отношениями. В двух заключительных томах рассматриваются имущественные тяжбы, а также законы, связанные с судопроизводством и клятвопреступлениями.
Ссылки на книгу Ор заруа встречаются в Тосафот (см. Таанит 3б, Авода зара 58б).
В течение долгих веков книга Ор заруа существовала лишь в рукописных копиях (первые два тома этой книги были впервые напечатаны в Житомире в 5622 /1862/ году, а заключительные тома – в Иерусалиме в 5647 /1887/ году).
Сын автора Ор заруа р. Хаим-Элиэзер бар Ицхак написал сокращенный вариант этой книги, названный Ор заруа акацар, – в этом варианте приводятся лишь готовые алахические решения.
Ближайшим учеником автора Ор заруа был р. Меир из Ротенбурга (Маарам из Ротенбурга;), глава следующего поколения мудрецов Германии.
Читайте обзор по теме Австрия.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?