Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния».

Рав Йеуда бар Йехезкель (в Талмуде назван просто «рав Йеуда»; 3980 — 4060 /220 — 300/ гг.) — ближайший ученик Рава (см.) и Шмуэля (см.), основатель и руководитель ешивы в Пумбедите.

Родился в день, когда умер р. Йеуда Анаси (Кидушин 72б).

Учился у отца, рава Йехезкеля — знаменитого знатока Торы, из почтения перед которым вставал даже великий Шмуэль; затем р. Йеуда был одним из ближайших учеников Рава в ешиве Суры. После смерти Рава (4007 /247/ г.) он продолжил обучение в ешиве Неардеи у Шмуэля, с которым так же был очень близок (Раши, Сукка 9а; Седер адорот).

Шмуэль гордился своим учеником и говорил, что р. Йеуда более похож на ангела-небожителя, чем на смертного человека (Нида 13а).

После смерти Шмуэля (4013 /253/ г.) р. Йеуда стал его преемником в Неардее (Раавад, Седер акабала); а когда в 4018 /258/ году Неардея была захвачена и разрушена войсками князя Пальмиры, р. Йеуда основал новую ешиву в соседнем городе Пумбедите. Эта ешива постепенно превратилась в ведущий центр изучения Торы, а сам р. Йеуда стал признанным главой мудрецов своего поколения (Послание рава Шриры Гаона).

Рав Йеуда считал, что с образованием новых крупных центров изучения Торы в Суре и Пумбедите вся земля Вавилонии освятилась святостью Торы — и теперь «каждый живущий в Вавилонии подобен живущему в Земле Израиля» (Ктубот 111а, Раши). Более того, он полагал, что в сложившейся ситуации вообще не следует возвращаться в Святую Землю — по его мнению, евреи должны будут возвратиться из изгнания только в час конечного избавления, с приходом Машиаха. Рав Йеуда учил: «Каждый, кто поднимается из Вавилона в Землю Израиля, преступает повеление пророка, ведь сказано (Ирмия 27:22): “В Вавилон они будут приведены и там останутся до того дня, когда Я вспомню о них” (Брахот 24б; Ктубот 110б)».

Однако Талмуд поясняет, что имеется в виду лишь запрет «подниматься стеной» (Ктубот 111а) — т.е. «всем еврейским народом, захватывая страну силой» (Раши), — но запрет не затрагивает отдельных паломников и отдельных людей, переселяющихся в Землю Израиля, чтобы изучать там Тору и выполнять заповеди, обусловленные святостью этой земли.

Рав Йеуда уделял особое внимание сохранению в изгнании иврита — святого языка Торы. Он запрещал использовать в молитве арамейский язык — разговорный язык евреев Вавилонии (Шабат 12б); благодаря этому иврит был сохранен как язык молитвы — трижды в день уста каждого еврея обращаются к Б-гу на святом языке.

Сам рав Йеуда относился к молитве с исключительным трепетом. В Талмуде рассказывается, что «перед каждой молитвой р. Йеуда облачался в свои лучшие одеяния» (Брахот 30б) — это стало одним из источников существующего доныне обычая: в час молитвы облачаться в парадные одежды, подходящие для торжественного приема во дворце у Царя царей (Рамбам, Законы молитвы 5:5).

Талмуд отмечает: в ешиве, возглавляемой р. Йеудой, изучались, в основном, те разделы Мишны, в которых регламентировались имущественные и правовые отношения между людьми (Брахот 20а). Рав Йеуда утверждал, что, если человек стремится достичь благочестия, он должен с особенной щепетильностью выполнять именно эти законы Торы — чтобы ни в коем случае не нанести кому-нибудь убытка или ущерба (Бава кама 30а).

Ближайшими учениками р. Йеуды были р. Йосеф бар Хия (см.), Раба (см.) и р. Зейра (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?