Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там он был опознан одним из выкрестов...

Рабби Меир бар-Барух (Маарам из Ротенбурга, ок. 4975- 5053 /1215-1293/ гг.) – духовный лидер евреев Германии, выдающийся учитель и автор Тосафот.

Рабби Меир бар-Барух родился в Вормсе. Его отец, рабби Барух, был авторитетным законоучителем и главой еврейской общины Вормса. В дальнейшем, вынося свои законодательные решения, Маарам с уважением ссылался на мнение отца.

Рабби Меир изучал Тору у рабби Ицхака из Вены, автора законодательного сборника Ор заруа. Учился также во Франции у авторов Тосафот, и, в первую очередь, у главы парижской йешивы, выдающегося законоучителя, рабби Йехиэля бар-Йосефа.

В 5001 /1241/ году он стал свидетелем публичного сожжения свитков Талмуда и других священных книг на одной из парижских площадей. Поражённый увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали сэруфа ва-эш («Спроси, спалённая в огне…»). Эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), которые произносят в день Девятого ава.

Возвратившись в Германию, Маарам стал раввином общины Майнца, а затем Нюрнберга. В 5041 /1281/ году, после смерти отца, Маарам возглавил общину Вормса. Здесь ближайшим учеником Маарама стал рабейну Ашер бар-Йехиэль (Рош) – в будущем великий законоучитель и один из духовных лидеров всех евреев диаспоры.

Вскоре Маарам переселился на север страны и, обосновавшись в небольшом городке Ротенбурге, расположенном несколько восточнее Бремена, открыл там йешиву, ставшую центром притяжения для знатоков Торы со всех концов Германии. Наряду с Рошем, ближайшими учениками Маарама стали рабби Мордехай бар Гиллель, рабби Меир а-Коэн (автор Агаот маймониот), а также рабби Хаим-Элиэзер, сын наставника Маарама – автор книги Ор заруа.

В этот период Маарам становится общепризнанным главой поколения. Раввины из многих общин диаспоры обращаются к нему со сложными галахическими вопросами – он написал более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.

Германский император Рудольф Габсбург, взошедший на престол в 5033 /1273/ году, бесчисленными поборами спровоцировал массовое бегство евреев из страны – многие беглецы направлялись в Святую Землю, где один из наставников Маарама, рабби Йехиэль из Парижа, создал крепкую общину и большую йешиву в Акко. Не желая терять надёжный источник наживы, германский император запретил евреям покидать границы своей державы. В 5046 /1286/ году он потребовал от Маарама, главы евреев Германии, собрать новый непосильный налог: выкуп за то, что евреи не служат в армии императора. Маарам обратился к ряду общин, но их кассы были уже пусты. Время, предоставленное императором, истекало, – и тогда Маарам принял решение, тайно покинув Германию, отправиться в Акко. По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там, в Ломбардии, Маарам был опознан одним из выкрестов. В четвёртый день месяца тамуз его арестовали, а затем выдали германским властям.

По приказу императора Маарама заключили в крепость Энзисхайм, расположенную в провинции Эльзас, и потребовали за него выкуп в миллион марок. Ближайший ученик Маарама, Рош, взялся собрать требуемую баснословную сумму – однако пленник запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов в целях лёгкой наживы – согласно талмудическому принципу: «Не дают за пленного выкуп, превышающий реальную стоимость» (Праким бэ-толдот Исраэль).

Семь последних лет жизни Маарам провёл в заточении. Здесь он продолжал работу над комментариями к Талмуду: им были созданы хидушим (аналитические заметки) и Тосафот (дополнительные комментарии) к восемнадцати трактатам, однако до нас дошли только комментарии к трактату Йома – в классических изданиях Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?