Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.

Шимшон бен Маноах (שמשון; умер в 2831 г. /929 г. до н.э./) — верховный судья.

Его отец Маноах происходил из колена Дана (Шофтим 13:2, Радак), а мать Цлельпонит — из колена Йеуды (Бава батра 91а; Бемидбар раба 10:5). В их поколении многие из сынов Израиля отступили от служения Творцу, и страна была завоевана филистимлянами (Шофтим 13:1). Но богобоязненная Цлельпонит серьезно занималась изучением Торы и обучала других (Батей мидрашот 2, 149).

В течение многих лет Маноах и Цлельпонит оставались бездетными. Но однажды жене открылся ангел в облике праведного пророка и предсказал, что у нее родится сын, который должен был стать назиром от чрева матери, и поэтому ангел запретил ей пить вино и есть любую пищу, недозволенную назиру. Этого ребенка не разрешалось стричь. Ангел также предсказал, что, когда ее сын вырастет, «он начнет спасать Израиль от руки филистимлян» (Шофтим 13:2—7, Мецудат Давид).

Шимшон родился в Цоре, в пределах колена Дана (Шофтим 13:24—25; Бемидбар раба 10:5).

По свидетельству кабалистов, он был новым воплощением души Шема (см.), а также Надава, старшего сына первосвященника Аарона (см.). Вместе с тем в нем была «искра души» Эсава, брата праотца Яакова (см.) (Седер адорот).

С юности обладал огромной физической силой: голыми руками он разорвал напавшего на него льва (Шофтим 14:6).

Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами, в одиночку убивая десятки и сотни врагов (Шофтим 14:19, 15:15—16; Оцар Ишей аТанах, Шимшон). Его появление наводило на филистимлян такой ужас, что он не нуждался в помощи и поддержке других воинов (Берешит раба 98:13, 99:11). Шимшон защищал всё свое поколение, и в час битвы на нем пребывал дух святости (руах акодеш) (Сота 10а; ИТ, Сота 1:8).

В 2811 году /949 г. до н.э./ стал верховным судьей Израиля (Шофтим 15:20; Седер адорот) — после десяти лет судейства Эйлона из колена Звулуна и восьми лет судейства Авдона, сына Гилеля, из колена Эфраима (Шофтим 12:11—15; Седер адорот).

По свидетельству Талмуда, он судил народ столь же справедливо, «как их Небесный Отец» (Сота 10а, Раши).

Но когда он взял в жены филистимлянку, привлекшую его своей красотой, началось его духовное падение (Шофтим 14:1—3; Бемидбар раба 9:24). Исходное намерение Шимшона было во имя Небес: он стремился присоединить народы к сынам Израиля, а также установить верную иерархию между филистимлянами и евреями — ведь муж властвует над женой и присоединяет ее к своему народу. Но его замысел не удался (Шивтей нахалатэха с. 282—283). И хотя его невеста приняла еврейство (Рамбам, Исурей бия 13:14; Мецудат Давид, Шофтим 14:2), это не было полноценным гиюром, поскольку она совершила это не ради любви к Творцу, а лишь ради замужества (Шивтей нахалатэха с. 283). Этот брак быстро распался (Шофтим 14:19—15:2), и Шимшон взял себе филистимлянку-наложницу из Газы (там же 16:1) — и не в силах преодолеть своего природного вожделения, он много времени проводил с женщинами (Берешит раба 98:14). В конце концов филистимлянка по имени Делила предала его своим соплеменникам, которым удалось схватить его, потому что из-за связи с чужеземкой его покинула Шехина — Б-жественное Присутствие. Филистимляне сковали его цепями и, выколов ему оба глаза, держали его в заточении в Газе (Шофтим 16:5—21; Сота 9б).

В Талмуде и мидрашах отмечается, что, поскольку его духовное падение началось в Газе, он и был наказан в Газе. И поскольку он последовал за своими глазами (т.е. за своим вожделением), ему выкололи глаза — мера за меру (Сота 9б; Бемидбар раба 9:24).

И пока Шимшон находился в темнице, многие филистимляне приводили к нему своих жен, чтобы те зачали от него и родили подобного ему богатыря (Сота 10а; Бемидбар раба 9:24).

Однажды Шимшона привели в наполненный людьми дворец, где пировали все филистимские князья: его поставили посередине зала, чтобы потешаться над ним. Тогда Шимшон обратился с молитвой к Б-гу: «Прошу, вспомни и укрепи меня, …и я отомщу филистимлянам хоть за один из моих глаз!» (Шофтим 16:23—28). «Вспомни, как я двадцать лет бескорыстно судил сыновей Израиля, — добавил он, — и никого ни разу не попросил даже перенести мой посох с места на место!» (Сота 10а; Бемидбар раба 9:24).

Шимшон уперся руками в два центральных столба, на которых держалась крыша дворца и, проговорив: «Да умру я вместе с филистимлянами!», обрушил крышу — под обломками погибло больше врагов, чем он убил за всю свою жизнь (Шофтим 16:29—30; Берешит раба 98:14).

Шимшон, сын Маноаха, погиб в 2831 году /929 г. до н.э./ (Седер адорот). Его похоронили в семейном склепе, рядом с его отцом (Шофтим 16:31; Берешит раба 98:14).

В течение еще двадцати лет после его гибели его имя наводило ужас на филистимлян так же, как и при его жизни (ИТ, Сота 1:8; Ялкут Шимони, Шофтим 71).

В мидраше рассказывается, что праотец Яаков (см.) увидел в пророческом откровении, посетившем его в канун смерти, что конечное избавление придет к его потомкам в поколении судьи Шимшона, а возможно, он-то и станет Царем-Машиахом. А когда Яаков различил своим пророческим зрением, как Шимшон погиб, не принеся избавления, он все же с надеждой произнес (Берешит 49:18): «На спасение Твое полагаюсь, Б­-г!» (Берешит раба 98:14, Эц Йосеф).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?