Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нафтали бен Яаков (נפתלי; 2197—2330 гг. /1563—1430 гг. до н.э./) — шестой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 5 тишрея 2197 года /1563 г. до н.э./; второй сын Билы, служанки Рахели (Берешит 30:7—8; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар).

Изучал законы Б-га под руководством отца (Шмот раба 1:1). Обладал умением исключительно ясно и красиво выражать свои мысли (Бемидбар раба 14:11) — не случайно Яаков сказал о нем: «Нафтали… произносит прекрасные речи» (Берешит 49:21).

Проявлял особое рвение при выполнении заповеди почитания родителей и доставлял Яакову много радости (Бемидбар раба 14:11). Он отличался также уникальной расторопностью и стремительностью — по словам отца, был подобен «быстроногому оленю» (Берешит 49:21), — и поэтому Яаков обычно посылал его с различными поручениями (Бемидбар раба 14:11).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, когда братья, желая скрыть от отца продажу Йосефа (см.), намочили его рубашку кровью козленка, именно Нафтали был отправлен впереди всех, чтобы подготовить отца к страшной вести, — а затем уже, по возвращении всех братьев, Йеуда спросил у Яакова: «Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» (Берешит 37:32; Сефер аяшар, Вайешев; Берешит раба 84:19; Седер адорот).

Собираясь жениться, Нафтали отправился в Харан и взял в жены Меримат, дочь Аморама бен Уца, происходившего из семьи Нахора, брата праотца Авраама (см.). Они поселились в Хевроне, рядом со всей семьей Яакова (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Нафтали и Меримат было четыре сына: Яхцеэль, Гуни, Йецер и Шилем (Берешит 46:24).

В 2238 году /1522 г. до н.э./, когда Йосеф открылся братьям в Египте, именно Нафтали был отправлен вперед к отцу, чтобы сообщить ему, что Йосеф жив (Таргум Йонатан, Берешит 49:21). А когда в 2256 году /1505 г. до н.э./ Эсав воспрепятствовал погребению Яакова в пещере Махпела, утверждая, что место в этой семейной усыпальнице принадлежит ему, Нафтали спешно отправился из Хеврона в Египет, чтобы привести купчую грамоту, в которой было указано, что Эсав продал право на пещеру Яакову (Сота 13а; Сефер аяшар, Ваехи; Берешит раба 98:17).

Нафтали бен Яаков умер в Египте в 2330 году /1430 г. до н.э./ в возрасте 133 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Саркофаг с его останками был вынесен из Египта, а после завоевания Земли Израиля погребен в наделе его колена — в городе Кадеш-Нафтали (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Нафтали составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта его колено насчитывало пятьдесят три тысячи четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:43), а перед вступлением в землю Израиля, в степях Моава, в нем было сорок пять тысяч четыреста мужчин (там же 26:50).

Колено Нафтали входило в стан Дана, располагавшийся к северу от Шатра Откровения (там же 2:25—31). Знамя колена Нафтали напоминало по цвету прозрачное вино, и на нем была изображена быстроногая лань (Бемидбар раба 2:7).

При разделе Земли Израиля потомки Нафтали получили плодородный надел на севере страны — в районе озера Кинерет (Бава батра 122а; Берешит раба 98:17).

Выходцем из колена Нафтали был полководец Барак, сын Авиноама, возглавивший победоносную войну сынов Израиля против кнаанского военачальника Сисры (Шофтим 4:6—10, 5:18; Бемидбар раба 14:11).

Поскольку потомки Нафтали располагались на самом севере страны, они были изгнаны ассирийцами первыми, в 3187 /573/ году (II Мелахим 15:29; Седер адорот акацар).

Еврейский путешественник Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ общины Вавилона (Ирака) и других стран, утверждал, что часть изгнанников из колена Нафтали поселилась в восточной Африке, где вошла в состав еврейского государства, основанного коленом Дана (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим). А еще три века спустя /в XII в./ другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы обнаружил представителей колена Нафтали в персидской провинции Нашпур (Сефер амасаот) — и возможно, это были потомки изгнанников, переселенных на территорию Ассирии, а затем ушедших еще дальше на восток.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?