Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабан Йоханан бен Закай и его ученики считали своим долгом и велением времени сохранить тлеющий уголек Торы в Явне

Вечность народа Израиля

Храм был сожжен, и Иерусалим разрушен. Иудейское царство превратилось в пустыню. Большинство населения либо погибло, либо было угнано в рабство. Во всей стране осталась лишь горстка евреев, живших в страхе под тяжелым гнетом победившего тирана. Еврейские общины галута (изгнания) с ужасом наблюдали за судьбой своих собратьев, оставшихся в Эрец Исраэль Видевшие тогда народ Израиля не сомневались, что через несколько лет евреи перемешаются с другими народами и растворятся среди них.

Но не таков народ Всевышнего. Наши мудрецы, благословенна их память, сказали: «Когда разгневался Всевышний на свой народ, Он обрушил ярость на дерево и камень», т. е. разрушил Храм и искупил этим вину народа. Тора, полученная на горе Синай еще до того, как евреи вошли в свою землю, осталась с ними после разрушения Храма и опустошения земли. Место Храма занял бейт мидраш (дом Учения), что спасло Тору — душу еврейского народа — и питало его на протяжении многовекового галута.

Видящий последствия

Рабан Йоханан бен Закай — величайший мудрец того поколения, ученик Гилеля и Шамая — хорошо понимал, что происходит вокруг. В смутное время волнений он вместе со своими учениками спас Тору и сохранил ее для еврейского народа. Когда римская армия осадила Иерусалим, рабан Йоханан бен Закай пытался повлиять на предводителей бунтарей и примирить их с римлянами. Но осознав, что его советы не в состоянии изменить ситуацию, он решил покинуть осажденный Иерусалим. Для этого он притворился мертвым, и преданные ученики вынесли его за стены Иерусалима. Явившись к Веспасиану, рабан Йоханан бен Закай попросил пощадить город Явне и его мудрецов. Римляне не поняли подоплеки этой просьбы, и, благодаря этому, еще до разрушения Храма рабан Йоханан бен Закай и его ученики сумели организовать бейт мидраш в Явне, бейт мидраш, спасший еврейский народ.

Когда страшная весть о падении Храма дошла до рабана Йоханана бен Закая и его учеников, они порвали свои одежды в знак траура о разрушении и превращении в пепел гордости Израиля. Но, несмотря на большое горе, они все-таки нашли в себе силы возобновить изучение Торы. Рабан Йоханан бен Закай и его ученики считали своим долгом и велением времени сохранить тлеющий уголек Торы в Явне, надеясь, что Храм вскоре будет возрожден из пепла.

Все, что делал тогда рабан Иоханан бен Закай, было проникнуто этой надеждой. Он постановил, что заповедь вознесения лулава во время праздника Суккот разрешается исполнять не только в Храме, как об этом было сказано в Торе: «И радуйтесь перед Всевышним, Б-гом вашим семь дней», а в любом месте. Зерновые нового урожая разрешалось использовать, начиная с 17-го нисана, а не как это было во времена Храма, сразу же после приношения корбан омер. Великий мудрец возобновил в Явне деятельность Санхедрина, ставшего духовным центром евреев Эрец Исраэль и всего мира.

Авторитет рабана Йоханана бен Закая был так велик, что последующие поколения приняли его постановления. За 120 лет жизни он заложил прочный фундамент существования народа на протяжении долгих лет изгнания.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте: Другие интересные факты о Раби Йоханане


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?