Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Иерусалим, Болезни, Рав Александр Кац, Община
Раби Леви бар Яаков Ибн Хабиб (Ральбах; ок. 5240-ок. 5305 /ок.1480-ок.1545/ гг.) — раввин Иерусалима; один из духовных лидеров евреев Земли Израиля.
Родился в Испании. Сын выдающегося комментатора Талмуда р. Яакова Ибн Хабиба (см.), автора агадического сборника Эйн Яаков (Родник Яакова).
В 5252 /1492/ году вместе с семьей был изгнан из Испании и обрел временное убежище в Португалии. В 5257 /1497/ году и по этой стране прокатилась волна погромов: юноше пришлось скрывать свое еврейство и принять христианское имя — до тех пор, пока семье не удалось бежать на восток. Беглецы обосновались в захваченном турками македонском городе Салоники, где была значительная еврейская община. Здесь р. Леви изучал Тору у отца и других мудрецов города.
В 5276 /1516/ году его отец умер, не успев завершить набор своего сборника Эйн Яаков. Р. Леви не только довел издание до конца, но и дополнил книгу, включив в нее еще несколько фрагментов из Талмуда и прокомментировав их.
В 5277 /1517/ году турецкий султан Селим присоединил к своей империи новые обширные пространства — от Египта до Сирии. А в 5280 /1520/ году престол Османской империи унаследовал его сын Сулейман, прозванный впоследствии Великолепным, — он покровительствовал евреям, и обстановка для еврейских поселенцев, в том числе и в Земле Израиля, стала значительно более благоприятной.
В 5282 /1522/ году р. Леви Ибн Хабиб решил поселиться в Иерусалиме. По пути он на некоторое время задержался в Цфате, где познакомился с выдающимися мудрецами города, среди которых особое место занимал р. Яаков Бейрав (см.), впоследствии ставший его основным оппонентом.
В 5284 /1524/ году Ибн Хабиб прибыл в Иерусалим, а осенью там разразилась губительная эпидемия — многие погибли, уцелевшие бежали из города. К 5290 /1530/ году в еврейской общине города не оставалась и десятка взрослых мужчин.
Став раввином Иерусалима, Ральбах приступил к восстановлению разрушенного.
В 5298 /1538/ году, когда глава общины г. Цфата р. Яаков Бейрав обновил передачу смихи (раввинского посвящения), он предложил Ральбаху стать одним из первых вновь посвященных. Однако Ральбах отрицал правомочность такого акта — ведь минуло почти полтора тысячелетия со дня, когда цепь передачи смихи от учителя к ученику была насильственно прервана. Свои возражения Ральбах изложил в полемическом трактате Смиха.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти