Темы: Талмуд, Амораим, Танаим, С. Бернфельд
Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями. Он жил в Эйн-Тине, селении близ Ципори, где пребывал его учитель, рабби Йеуда а-Наси. Рабби Шимон был очень беден, и его учитель часто оказывал ему материальную помощь (Рут Рабба 5, 7).
Рабби Шимон бен Халафта много занимался наблюдением над жизнью животных, а также опытами, так что ему дано было прозвище аскан бэ-дварим, т. е. экспериментатор. Рассказывают, что он, желая доказать, что птица, потерявшая перья, может жить и, следовательно, пригодна к употреблению, обеспечил курице, потерявшей крылья, соответствующий уход, оберегая её здоровье, пока не выросли новые перья (В. Талмуд, Хуллин 57б). Другую курицу он вылечил, связав камышом вывихнутую бедренную кость (В. Талмуд, Хуллин 57б).
Имя рабби Шимон бен Халафта часто упоминается в Агаде, где приводятся сравнения, к которым он прибегал, толкуя Тору. Закон о том, что обрезание должно предшествовать вкушению от пасхальной жертвы, он поясняет с помощью следующего сравнения: «Один царь устроил пир, на который разрешил явиться только тем, кто имел его печать. Так и Всевышний устроил праздник в память освобождения от египетского рабства и позволил участвовать в нём только тем, кто носит на своём теле печать Авраама» (Шмот Рабба 19, 6).
Отношения между Всевышним и Израилем он описывает с помощью следующей притчи: «Один царь взял в жены женщину, принесшую ему два драгоценных камня в качестве приданного. Он сам прибавил к ним ещё два алмаза. Но когда женщина потеряла те два камня, что принесла с собой, царь взял назад и те два камня, что он ей дал. Когда же она нашла свои потерянные камни, царь вернул ей и свои алмазы и сделал из всех камней подарок для неё. Точно так же и Израиль принёс в дар Б-гу драгоценные камни, полученные им от Авраама – добро и правосудие (цдака у-мишпат), а Б-г прибавил два камня – милость и сострадание (рахамим вэ-рихамха) (Дварим 13, 18). Когда Израиль потерял добро и правосудие (Амос 6, 12: «А вы превратили правосудие в яд, а плод милосердия – в (горечь) полыни», афахтэм лэ-рош мишпат у-фри цдака лэ-лаана), Б-г отнял милость и сострадание (Ирмияу 16, 5: «…ибо отнял Я у этого народа… благосклонность и милосердие», эт а-хэсэд вэ-эт а-рахамим). Но когда к Израилю вновь возвратится то, что он потерял (Йешая 1, 27: «Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – добром», Цийон бэ-мишпат типадэ вэ-шавеа би-цдака), Б-г также вернёт то, что Он отнял (Йешая 54, 10: «Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, а милость Моя не отступит от тебя…, – сказал милующий тебя Господь», вэ-хасди мэ-итха лё йамуш…мэрахэмха а-Шем), и сделает из этих четырёх драгоценностей корону для Израиля».
Учить Талмуд, не отходя от компьютера! Талмуд on-line
Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?