Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац, Любовь к ближнему
Раби Моше-Лейб из Сасова (5505—5567 /1745—1807/ гг.) — выдающийся праведник.
Ученик р. Шмуэля-Шмелке Гурвица (см.). В 5533 /1773/ году, когда р. Шмуэль-Шмелке стал главным раввином г. Николсбурга (Брно), р. Моше-Лейб переехал в Моравию вслед за ним.
Приобрел глубочайшие познания в законах Торы — по образному выражению р. Шмуэля-Шмелке, р. Моше-Лейб «упаковал в свою коробочку весь Талмуд и все четыре раздела Шульхан аруха» (Гдолей адорот).
По завершении периода ученичества р. Моше-Лейб стал главой раввинского суда города Сасова.
Р. Моше-Лейб был близок с самыми простыми людьми из своей общины. Подчеркивая равенство всех евреев перед Всевышним, он говорил: «Девять Моше-Лейбов не могут составить миньяна для молитвы, а десять самых неученых евреев — могут» (там же).
Р. Моше-Лейб учил, что подлинная любовь к человеку заключается в понимании его нужд.
«Любить людей я научился у одного мужика, — рассказывал он. — Этот мужик сидел с другим крестьянином в кабаке. Долгое время они пили молча, но затем мужик спросил у своего собутыльника: “Скажи, ты меня любишь?”. “Люблю”, — ответил крестьянин. “Нет, ты меня не любишь! — возразил мужик. — Если бы ты меня и в правду любил, ты бы чувствовал, чего мне недостает!”» (Сарей амеа 3:7).
Р. Моше-Лейб всегда спешил на помощь еврею. «Самые дурные свойства могут возвысить человека до служения Всевышнему, — пародоксально утверждал он. — … Например, когда необходимо поддержать еврея, в ход идет даже безбожие. Ведь если человек просит помощи, недостаточно сказать ему: “Б-г поможет, положись на Него!”. Нужно действовать так, будто в мире нет Б-га — будто во всей Вселенной никто, кроме тебя, не в состоянии помочь этому человеку».
Р. Моше-Лейб оказал значительное влияние на духовное становление таких выдающихся хасидских наставников, как р. Яаков-Ицхак из Пшисхи (Аид Акадош; см.) и р. Симха-Буним из Пшисхи (см.).
Р. Моше-Лейб из Сасова умер в 5567 /1807/ году.
Через сто двадцать лет после его смерти были опубликованы рукописи, содержащие его комментарии к ряду трактатов Талмуда, — книга получила название Хидушей Арамаль (Аналитические заметки раби Моше-Лейба).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти