Темы: Еврейские знакомства, Знакомства, Правила шидуха, Хана Лернер
Как долго нужно встречаться до свадьбы? Что об этом говорит Тора? Как должны проходить встречи? Есть ли какие-то обязательства между встречающимися? Н.
Дорогая Н.!
С точки зрения Торы нет точного количества встреч. Но в религиозном мире принято устраивать определённое количество встреч в зависимости от круга, к которому принадлежат парень и девушка. Если они выросли в религиозных семьях — до 5—6 встреч. Если они баалей-тшува, то до 10 встреч. Т.е. не запрещено устраивать больше или меньше, но если встреч будет меньше, то решение может оказаться непродуманным, не взвешенным, недостаточно серьёзным. Если встреч больше, это может запутать, т.к. теряется свежесть восприятия другого человека, может появиться привычка, и тогда сложно будет понять: вы хотите вступить с этим человеком в брак или просто привыкли к нему. Есть люди, у которых занимает больше времени принять решение, есть такие, которые могут сделать это быстро. 10 встреч считаются оптимальным сроком. Если человек не может ничего решить после 10 встреч, советуют сделать перерыв на 2 недели, не встречаться, не разговаривать, не переписываться в это время. И, как правило, после такого перерыва уже ясно, хотите вы вступить в брак с этим человеком или нет. Важно, чтобы был человек, который умеет вести встречи — рав или опытная шадханит, и чтобы в случае сомнения была возможность посоветоваться с компетентным равом.
Первые две встречи обычно длятся полтора-два часа, дальше принято уже — 3—4 часа, а что касается последних встреч — хорошо бы, чтобы парень с девушкой провели вместе целый день. Но всё это должно быть обязательно в людном месте. Запрещено уединяться в закрытом помещении. Запрещено физическое прикосновение.
До ворта («помолвки») у парня и девушки нет никаких обязательств. Не принято ходить в рестораны и заказывать дорогие блюда или дарить дорогие подарки, т.к. у человека может возникнуть ощущение, что он что-то должен другому. Но посидеть в лобби гостиницы или в кафе за чашкой кофе с пирожным — это принято и очень красиво.
Есть и другие мнения. Я делала как-то шидух хасиду Бельз, который сказал, что у них не принято на шидухе пить или есть — так как это может помешать понять: нравится сам человек или нравится атмосфера и кофе с печеньем.
С уважением, Хана Лернер
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата