Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Нерелигиозные родители
Добрый день! Скажите, пожалуйста, стоит ли воспитывать детей на языке, на котором не говорят нерелигиозные родственники?
Оправдание для этого есть (общество в котором я живу), не будет как хилуль Ашем (осквернение имени Всевышнего), да и русский мат не попадёт в иерусалимский хедер. Большое спасибо! N.
Уважаемый N.,
Ваш вопрос очень серьезный, и об этом спрашивают многие. Важно понять, нужно ли в данном случае создавать «перегородку» между Вашими детьми и Вашими нерелигиозными родственниками — или же Вы хотите сохранить для своих детей возможность общения с ними.
Иногда нерелигиозные родственники типа дедушки и бабушки не знают другого языка, кроме русского, но ведут себя уважительно в отношении своих религиозных детей — родителей их внуков — и того, что принято в той среде, где живут их дети и внуки.
В этом случае стоит, чтобы у детей был хотя бы базовый русский, на котором они могли бы рассказать что-то дедушке и бабушке, расспросить, как те поживают, поблагодарить за подарок, за внимание и т.д.
Если же родня настроена «спасти детей от их помешанных на религии родителей» и повлиять на них соответствующим образом, то чем меньше дети смогут с ними разговаривать, тем будет лучше для всех.
(По-прежнему важно научить десяти-пятнадцати вежливым оборотам — «спасибо», «на здоровье», «доброе утро» и т.д., — чтобы родне не было понятно, что Вы специально исключаете возможность более глубокого контакта).
Что касается людей, которые при детях переходят на ненормативную лексику, в любом случае нужно держать детей подальше от них — не только для того, чтобы в хедере не прозвучали некоторые слова, но и для того, чтобы чистые уши детей такого не слышали и их души не засорялись бы.
Прекрасно помню, как мой дедушка, зихроно ли-враха (благословенной памяти), говорил нам всем: «Никогда не говорите при маленьких детях что-то, что не было бы предназначено для их ушей, если бы они могли понимать. Потому что душа понимает и на нее это влияет плохо».
С уважением и пожеланием найти правильные для Вас пути воспитания, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата