«Не уклонись от слова, что скажут тебе, ни вправо, ни влево»
Яков ходил по комнате взад и вперед, не находя себе места. Землевладелец, на территории которого находился его постоялый двор, разорвал с ним договор. Нашел какой-то предлог, и вот — теперь у Якова нет заработка. Что делает еврей в таком случае? Идет к раву, конечно, советоваться.
Праведник и мудрец, Цемах Цедек, выслушал горькую историю, утешил Якова теплыми словами, поддержал его звенящими псуким из Святой Торы и написал несколько слов на листке бумаги.
— Обратись к р. Мойше из твоей деревни, он поможет.
Яков обрадовался. Р. Мойше — самый большой богач в их местечке, наверняка даст ему пожертвование. Вышел от праведника и, прежде чем пуститься в путь, посмотрел на листок, где Цемах Цедек написал несколько слов. Каково же было удивление Якова, когда он понял, что речь шла вовсе не о богаче, а о совсем другом Мойше — нищем бедняке, который жил на окраине деревни!
— Может, рав ошибся? Ведь он тоже человек… Может, он имел в виду другого Мойше? Но, с другой стороны, как сказать великому человеку, что он ошибся? Пока Яков топтался возле входа и размышлял, не вернуться ли назад и не указать раву на ошибку, из-за поворота вышел сын рава. Яков обратился к нему (это было менее боязно) и рассказал о своем визите к Цемах Цедеку и его «рецепте».
— Отец не ошибается, — был ответ, — делайте точно, как он сказал.
Яков вернулся в свое местечко и направился прямиком к покосившейся избушке бедняка Мойше. С большим сомнением посматривая на его залатанную одежду, рассказал, что велел ему сделать рав.
— Что ж, если так сказал праведник, значит так и сделаем. Оставайся в моем доме. Будем читать Теилим и надеяться на избавление. — ответил Мойше.
Якову ничего не оставалось, как сесть в углу и со слезами читать Псалмы царя Давида. Так прошло три дня и две ночи.
На третью ночь случилось следующее: роскошная карета землевладельца завязла в болоте на окраине деревни. Ось треснула, карета завалилась на бок. Богач вместе с дочкой, одетой в шелка, сидели в ней, боясь шевельнуться, потому что страшились потонуть в трясине. Было очень холодно и жутко. Ночь тянулась бесконечно, вокруг была сплошная тьма…С первым проблеском зари бедолаги увидели, что совсем рядом стоит дом, вернее жалкая избушка какого-то нищего.
— Нищий или нет, а все же живой человек, поможет нам, — сказал землевладелец, который сейчас был сам на себя не похож. Вытащив совершенно закоченевшую дочку из кареты, он направился к избушке.
Горячее чтение Теилим прервал стук в дверь. Яков поднялся из своего угла и отправился открывать. На пороге стоял тот самый землевладелец, который лишил его заработка!!! От изумления Яков не смог вымолвить ни слова. Тот его, конечно, не узнал: мало ли таких, которые у него снимают доходные места? Без слов, но зато быстро Яков подал замерзшим людям горячий чай, а Мойше приготовил нехитрую трапезу. А потом, оставив дочку богача греться у печки, все вместе отправились чинить карету.
А когда она была починена, и богач с дочерью готовы были отправиться в путь, спросили бедных евреев:
— Что вы хотите получить за вашу помощь? Назовите сумму!
— Мы не делаем хесед за деньги, — ответил Мойше, — но если Вы действительно хотите воздать добром за добро, то помогите моему другу вернуть право на съем постоялого двора, которое у него недавно отняли.
Богач поторопился согласиться, и даже отдал Якову его постоялый двор в подарок… Тогда понял Яков, почему Цемах Цедек велел ему отправиться именно в эту жалкую избушку на краю деревни.
«Не сверни ни вправо, ни влево» — даже если тебе не все понятно. Вера в слова мудрецов — важная заповедь. И если вынес мудрец свое решение, поступай по его слову, не уклоняйся….
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону