«Пойди, собери старейшин Израиля и скажи им: Господь, Б-г отцов ваших, явился мне, Б-г Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил Я о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте» (Шмот 3:16).
В мидраше Шмот Рабба (3:8) сказано: «“Пойди, собери старейшин Израиля” — старейшины всегда помогают народу Израиля подняться… ибо всякий, кто спросит совета у мудрецов, не потерпит неудачи».
Что означают слова «всегда помогают… подняться»? Как это выглядит на практике?
Следующая история поможет нам прояснить это.
В один прекрасный день в еврейскую общину Минска пришел безумный человек, одетый в потрепанную рваную одежду. Его поведение было странным, как и его речь. Кто он такой, откуда пришел и куда направляется, — он держал в строгой тайне. Да и вообще говорил немного.
Окружающие могли с уверенностью сказать о нем лишь одно: этот человек не был похож на других.
Постепенно по городу поползли слухи о чудесных деяниях безумца и о неясных откровениях, исходящих из его уст. Так как он окружал себя ореолом таинственности, слухи всё множились, пока все в округе не заговорили об этом странном человеке.
Все хотели понять: то ли он святой, ангел, облеченный плотью, то ли просто сумасшедший бродяга, забредший в их город. Мнения горожан разделились.
Но, так или иначе, люди начали собираться вокруг чужака. Сначала к нему приходили только отчаявшиеся и сломленные тяготами. Они приписывали ему сверхъестественную силу, и для них он был последней надеждой. Затем «подтянулись» и обычные люди — любопытствуя и желая понять, что это за явление.
А затем и знатоки Торы этого города решили побольше разузнать о страннике.
Тем временем чужак превратился в «магнит», притягивающий людей отовсюду. К нему съезжались из окрестных деревень, чтобы увидеть его лицо и получить благословение. Десятки мужчин и женщин толпились у его дверей с утра до вечера. А он дарил свои благословения с максимальной щедростью.
Постепенно выяснилось, что этот человек — искусный оратор. Он был отличным даршаном (лектором-проповедником), и все его речи были посвящены любви к Всевышнему и трепету перед Ним. Он старался отвращать людей от греха.
Иногда передавал удивительные откровения, приходившие к нему Свыше во время молитвы. В такой момент, по его словам, все мысли человека, который никогда не пятнал грехом свой разум, подобны пророчеству.
Можно сказать, что вся еврейская община Минска оказалась «в плену» у этой загадочной личности. В общине появились собственные обычаи, непохожие на обычаи предков.
Но был там один человек, который оставался равнодушным к очарованию незнакомца и сурово предостерегал минских евреев. Это был раби Хаим из Воложина[i], взор которого был чист как хрусталь. Ему достаточно было короткое время понаблюдать за незнакомцем, чтобы полностью его отвергнуть и предостеречь остальных от его влияния.
Но задача раби Хаима оказалась непростой. Масса народу уже попала под влияние чужака и не была готова усомниться в нем. Среди них оказались и некоторые уважаемые люди, утверждавшие, что раби Хаим напрасно раздувает конфликт и попусту преследует праведного и святого человека.
Но, в конце концов, исследование прошлого этого незнакомца показало, что он и в самом деле был крайне сомнительной личностью. Он не только не обладал ни малейшими познаниям в Каббале (хотя многие видели в нем каббалиста); его познания в открытой части Торы также были весьма ограниченны.
Ему уже случалось оказываться в различных неприятных ситуациях и публично осквернять Имя Небес…
Так, медленно и болезненно, мудрецам Минска удалось отдалить этого человека от общины. О том, что с ним было дальше, рассказывают по-разному: одни говорят, что он перешел в другую веру, другие — что окончательно помешался и умер в одиночестве…
Через какое-то время, когда всё выяснилось и страсти улеглись, раби Хаима из Воложина спросили, как ему удалось понять истинную суть этого человека. Ведь многие умные люди впали в заблуждение.
Ответ раби Хаима был прост:
— Согласно пути Торы, праведника сначала «открывают» мудрецы и идут за ним, а уж за мудрецами — остальной народ. А здесь было наоборот: сначала за ним пошел простой народ, в основном, отчаявшиеся, а знатоки Торы пришли после. Стало ясно, что величие этого человека — не на пути Торы. Он заблуждается и вводит других в заблуждение.
Отсюда следует важный принцип. В еврействе народ должен идти за старейшинами — мудрецами и великими знатоками Торы. А у лжецов другой путь — они сначала привлекают к себе простаков и тех, у кого нет выбора, а вслед за ними иногда впадают в заблуждение и знатоки Торы, особенно — если народ побуждает их к этому.
Здесь и ответ на наш вопрос — согласно подходу Магида из Дубно[ii]. Он говорил так:
Когда Святой, благословен Он, послал Моше Рабейну вывести народ Израиля из египетского рабства, Он послал его именно к старейшинам народа, чтобы те поверили в него и его миссию. Тогда Моше обретет и доверие всех остальных людей.
Таков прямой путь: сверху вниз — от старейшин к обычным людям. Именно это помогает народу продвигаться в правильном направлении.
В этом и заключается смысл слов: «старейшины всегда помогают народу Израиля подняться». Иными словами, любое продвижение, изменение к лучшему, полезное нововведение прежде должно быть оценено старейшинами, их святым взором.
И лишь когда они признают это правильным, весь народ пойдет тем путем, что для него проложили. (Лэламедха)
[i] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (5509-5581 / 1749-1821), ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы — «матери всех литовских ешив».
[ii] Магид из Дубно — раби Яаков бар-Зэев Кранц (5501-5565 / 1741-1804; Литва, Украина, Польша), выдающийся знатко Торы и даршан (общественный проповедник). Ученик и друг Виленского Гаона.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата