Темы: Запреты Торы, Ваэтханан, Оцарот, Рассказы
«И умолял я Господа в то время, говоря… Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую…» (Дварим 3:23, 25).
Моше просил Б-га дать ему вступить в Страну Израиля «в то время». Что это за особое время, в которое, как Моше надеялся, Б-г отменит Свое решение и позволит ему войти в Землю Израиля?
Раши[i] объясняет: после того, как Моше завоевал землю Сихона и Ога, он подумал, что, если уж ему позволено поселить сынов Гада и Реувена в этих местах, возможно, запрет частично снят. Быть может, его молитва отменить запрет полностью будет принята.
Еще одно объяснение находим у гаона раби Йонатана Эйбешица[ii]. Следующая история поможет нам понять это объяснение.
Это было в жаркий день. Царь Египта с супругой прогуливались в дворцовом саду. Веера было недостаточно, а в саду не было ни малейшего дуновения. Царская чета среди цветущих деревьев жаждала хоть немного свежести.
Они проходили мимо ручья, и у царицы возникла идея. Она сняла туфли и собиралась опустить ступни в прохладную воду. Но тут прозвучал грозный голос царя: «Ни в коем случае! Не подобает царице мыть ноги в ручье. Это могут увидеть слуги и работники дворца. Подожди, пока вернемся во дворец».
Но царица проявила некую долю дерзости и ответила: «А, по-моему, нет ничего постыдного в том, чтобы омыть ноги в прохладном ручье в такой знойный день». Царю не нравилась строптивость царицы. «Не бывать тому! Я запрещаю тебе входить в эту воду».
Каждый из них оставался при своем мнении, и наконец царица сделала то, что собиралась. Ей докучал не столько зной, сколько сам факт, что муж пытается предписывать ей, как себя вести.
Разгневанный царь в тот момент не мог ничего поделать с ее упрямством, но он решил не сдаваться.
Весь обратный путь во дворец он размышлял, как наказать жену так, чтобы тяжесть наказания соответствовала преступлению. Когда они добрались до входа во дворец, его гнев уже несколько утих, но всё же он рассказал об этом случае придворным. К вечеру же он совершенно успокоился и решил забыть об этом происшествии.
Но поскольку придворные были уже в курсе, они потребовали суда над царицей. Египетский закон той поры однозначно называл всякого, кто шел наперекор царской воле, бунтарем и изменником, которому положена смертная казнь. Царю, гнев которого уже прошел, вовсе не хотелось применять такой закон в отношении собственной жены.
Пребывая в унынии, он вызвал к себе троих мудрецов, чтобы попросить у них совета. Это были раввин, кадий (мусульманский судья, судящий по шариату) и христианский священник.
Раввин попросил дать ему несколько дней. Он использовал это время для того, чтобы отправить телеграмму раввину Иерусалима — гаону раби Йеошуа-Лейбу Дискину[iii]. Через три дня пришел ответ, где рав Дискин ссылался на Гмару (Авода Зара 47).
Решение было истинно талмудическим. В Гмаре сказано, что если человек поклонялся ручью, воду это ручья не запрещено использовать, поскольку та вода, которой он кланялся, уже утекла, а сейчас течет другая.
Раввин сделал вывод, что царица не нарушила волю царя. Ведь вода, в которой она омыла ноги, была уже не той, в которую ей было запрещено входить. Ведь та вода уже утекла.
Раввин передал царю этот ответ. Царь был весьма доволен и воспринял этот ответ значительно лучше, чем другие. Позиции раввина и еврейской общины в государстве укрепились.
Вывод прост: если запрещено что-то конкретное, значит, этот запрет касается только того, о чем сказано прямым текстом. А всё, о чем не сказано, не запрещено.
Отсюда следует и ответ на наш вопрос. Решение о том, что Моше не войдет в Страну Израиля было принято из-за его греха у «Вод распри» (Бэмидбар 20:12). «И Б-г сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им».
Моше решил, что «не введете вы общества этого» относится только к ним обоим, Моше и Аарону вместе. И поскольку Аарон умер и Моше остался один, теперь запрета нет.
Кроме того, было сказано: «общества этого». Но поколение пустыни уже ушло, спустя сорок лет никого из них не осталось, только их дети. А значит, полагал Моше, запрет отменен и можно молиться. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Йонатан бар-Натан-Нета Эйбешиц (Эйбешюц) (5450-5524 / 1690-1764, Польша — Моравия — Богемия — Эльзас — Германия) — выдающийся законоучитель и каббалист.
[iii] Раби Йеошуа-Лейб бар-Биньямин Дискин (Маариль Дискин; 5579-5658 / 1819-1898, Польша — Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону