«Козла же жертвы грехоочистительной искал (дараш[i]) да искал Моше…» (Ваикра 10:16). Наши мудрецы говорят (Кидушин 30 а), что «“толковал да толковал” — это половина Торы: “толковал” с одной стороны и “толковал” с другой». В свитке Торы первое «искал» стоит в конце одной строки, а второе — в начале следующей.
Рабейну Эфраим[ii] объяснил: это показывает нам, что Тора широка и глубока до бесконечности. И даже после того, как мудрецы разных поколений толковали ее, для каждого человека остается, что добавить к этому: т.е. мудрецы истолковали ее «только наполовину».
Гаон Рабейну Хида[iii] отмечал, что это относится и к продвижению одного человека в изучении Торы: изучив любой раздел Талмуда и сделав в нем открытия, человек всегда потом может углубиться еще больше и сделать множество других удивительных открытий. Но при этом он всегда будет доходить лишь до половины Торы.
Чем больше человек открывает, тем больше и глубже становится его постижение — и «горизонт» отодвигается всё дальше. Продвигаться по этому пути можно не только дома или бейт-мидраше («доме учения»); даже в дороге можно размышлять над словами Торы, совершая удивительные открытия.
Утром по пути на работу человек застревает в пробке. Он нервничает, опасается реакции начальника. Остальные водители тоже выглядят недовольными, они раздосадованы. Но вдруг он замечает водителя, которому эта ситуация явно нравится. Странно. Кто бы это мог быть?
Это ученик, который в данный момент сдает экзамен по вождению. Он наслаждается каждой минутой, поскольку у экзаменатора есть лишь полчаса или сорок минут, чтобы его проверить. Каждая секунда стояния в пробке приближает ученика к успеху.
Так как же на самом деле? Пробка на дороге — это хорошо или плохо? Зависит от того, как использовать это время. Даже без экзамена по вождению есть чему радоваться в этой ситуации. Ведь можно слушать интересные лекции или песню, которая даст нам душевные силы на весь день. Разве раздражение поможет? Разве благодаря ему пробка быстрее рассосется? Если решить наслаждаться каждым моментом, радость будет сопутствовать нам во всех ситуациях. (Мэа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Слово «дараш» (דרש) можно перевести и как «толковал».
[ii] Рабейну Эфраим (конец 11 — начало 12 века, Северная Африка) — комментатор Талмуда, исследователь Мишны и Тосефты, специалист по грамматике иврита, ученик Рифа.
[iii] Раби Хаим-Йосеф-Давид бар-Ицхак-Зрахья Азулай (Рабейну Хида; 5484-5541 / 1724-1806, Эрец-Исраэль, Египет, странствия в Турции, Греции, Германии, Франции, Англии и Северной Африке, Италия) — выдающийся законоучитель, каббалист и историк еврейской мысли.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина