Темы: Воспитание детей, Беар, Оцарот, Изучение Торы, Рассказы
«И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Исраэлевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню» (Ваикра 25:1).
«Как связана шмита (субботний год — “суббота Господня”) с горой Синай?» Эта привычная поговорка — из комментария «Торат Коаним» на нашу недельную главу: почему Тора подчеркивает, что закон о субботнем годе был дан у горы Синай? Ведь не только этот закон, но и вся Тора была дана там.
У рава Хаима Виталя есть интересное объяснение, как заповедь о седьмом годе «связана с горой Синай». Верно, что на Синае была дана вся Тора со всеми ее заповедями. Но мы могли бы подумать: чтобы исполнить их, человек должен всецело посвятить себя Б-гу, отказаться от любого ремесла и не выходить из шатра.
Поэтому Тора говорит: «Счастлив тот, чье единственное ремесло — Тора. Но и тот, кто решил заняться ремеслом или торговлей, может достичь духовных вершин, если будет действовать согласно тому, что предписывает заповедь шмиты: шесть лет работать, а на седьмой год — прекращать работу и посвящать это время духовному продвижению». Это же верно и в масштабе недели: шесть дней необходимо работать, а в седьмой — прекращать работу, делая для себя субботу днем Торы.
И в масштабе дня: можно весь день работать, а вечером идти на урок Торы. При таком подходе даже один час учебы становится самой важной частью дня, его целью и смыслом. Раби Йеуда а-Леви в книге Кузари назвал это «плод дня». Всё остальное подобно стволу дерева, его ветвям и листьям. Даже если ствол высок, а листва густа, дерево всё равно сажают ради плодов!
Тогда человек становится «Иссахаром и Звулуном» в одном лице: столько-то часов он занимается ремеслом, чтобы потом позволить себе несколько часов учебы.
Есть и те, кто готов потерять любые богатства мира, лишь бы не потерять время, отведенное на учебу. Для них Тора — вся их жизнь. Именно таким человеком был рав Глик.
В течение многих лет рав Давид Глик добросовестно управлял своим магазином скатертей. Гораздо больше, чем работать, он любил заканчивать рабочий день и идти на ежедневный урок гаона рава Симхи Кеслера в синагоге «Агудат Рэим». Активное участие рава Глика делало урок еще более увлекательным.
Урок начинался в восемь вечера, и уже за час до этого рав Глик заканчивал работу, чтобы успеть на урок, который был для него словно праздник.
Однажды после полудня рав Глик обслуживал состоятельного покупателя — по крайней мере, этот человек производил такое впечатление. Он покупал товары по длинному списку. Рав Давид непрестанно поднимался и спускался по высокой деревянной стремянке.
— Принеси, возьми, покажи, протяни, открой, закрой, упакуй, замени, добавь, убавь, — командовал покупатель, а продавец с радостью выполнял его указания.
Внезапно рав Давид заметил, что уже достаточно поздно. Солнце клонилось к горизонту, длинные тени из окон упали на ящики, разбросанные по полу. Он стал намекать покупателю, что магазин скоро закрывается. А тот, словно не замечая, продолжал зачитывать по своему длинному списку всё новые наименования, которые собирался приобрести.
В 19:45 рав Давид решительно закрыл кассу и сжал в кулаке связку ключей:
— Раби Йеуда, я закрываю магазин на замок и засов. Вам лучше остаться с другой стороны двери.
Покупатель отказывался верить собственным ушам.
— Вы, конечно же, не владелец этого магазина, — бросил он раву Давиду. — Если бы о Вашем поведении узнал хозяин, он немедленно бы Вас уволил. Даже в банке клиента, который пришел перед закрытием, не выставляют на улицу.
Было неприятно, но рав Давид напомнил покупателю: когда тот только достал из кармана длинный список, ему было сказано, что без четверти восемь магазин закрывается.
— Кроме того, — улыбнулся рав Давид, — я владелец магазина.
Но покупатель упорствовал. Он не был готов расстаться с товарами, которые ему так тщательно упаковали.
— Приходите завтра, я сохраню для вас все упаковки. Никто их не тронет.
— Нет, — замотал головой покупатель. — Я хочу купить сейчас.
Было уже 19:50. Рав Давид даже представить себе не мог опоздания.
— Возьмите ключи от магазина, — обратился он к пораженному покупателю. — Выберите себе товары, какие захотите, а позже рассчитаемся.
Он бросил связку ключей на стол и вышел из магазина. Но успел сделать несколько шагов, как услышал, что покупатель бежит за ним. Обернувшись, рав Давид увидел, что тот бросил все сумки.
— А теперь что? — поразился продавец.
— Я работаю в налоговой инспекции, — начал «покупатель» с улыбкой. — А Ваш магазин попал в случайную выборку предприятий для детальной проверки: насколько правильно ведется бухгалтерия. Я стал покупать у Вас товар, чтобы посмотреть — отметите Вы его в отчетности, как положено, или нет. А теперь хочу помочь Вам разложить всё по местам и оставить Вас в покое. Я уже понял, что в Вашей жизни есть ценности выше денег. Таких людей проверять не нужно (Бэха Батахну).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону