Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Помощь ближнему должна оказываться безвозмездно и беспроцентно. Нарушители этого запрета не воскреснут во время прихода Машиаха. А как быть с банками и ипотекой?

В недельной главе «Беар» упоминается запрет взимать проценты с евреев: «Не бери у него лихвы и роста, и бойся Б-га твоего» (Беар 25:35).

Самое простое объяснение — евреи являются братьями друг другу, а помощь брату следует оказывать безвозмездно. Интересно отметить, что запрет распространяется на тех, кто дает, и на тех кто берет деньги под проценты.

 

Рабби Шломо-Эфраим Луншиц, известный как «Кли якар» по названию своего фундаментального комментария к Торе, приводит дополнительную причину, по которой Творец запретил такую, казалось бы, тривиальную финансовую операцию. Когда человек занимается бизнесом, он всегда рискует. Кто сказал, что на приобретенные за большие деньги товары будет спрос? Кто сказал, что сумма, вложенная в строительство многоквартирного дома окупится? Исключение составляет заем денег под проценты: заимодавец практически со стопроцентной вероятностью знает, что по истечении определенного срока его деньги будут не только возвращены — они увеличатся в размере.

Такое положение вещей противоречит постоянной связи еврея со Всевышнимим. Ведь именно от Б-га зависит наше материальное положение, именно Он решает, удачной ли будет та или иная торговая сделка. Полагающийся исключительно на собственные силы и действия как бы удаляет Творца из своей системы координат.

В Талмуде сказано, что тот, кто одалживает деньги под проценты, не воскреснет после прихода Машиаха. Следующая история, иллюстрирующая этот принцип, произошла в городе Познань, раввином которого был рабби Акива Эйгер, один из крупнейших духовных лидеров еврейства. Местный богач скончался, и его сыновья обратились в похоронное братство «Хевра кадиша». К их удивлению, сумма, которую запросили за погребальные услуги, оказалась необыкновенно высокой.

Дети покойного обратились в судебные инстанции и даже выше. Бургомистр Познани вызвал к себе раввина Эйгера и строго спросил: «В чем дело? С какой стати похороны этого человека должны проводиться по завышенной цене?!" Рабби Акива Эйгер улыбнулся: «Ваша светлость, этот богач не только был скупердяем, который не давал бедным ни гроша, но всю свою жизнь он одалживал деньги под проценты».

«Обычно когда еврей умирает, „Хевра кадиша“ требует с его близких весьма скромную сумму. Пребывание покойника в могиле временное. Это своего рода аренда помещения. Придет Машиах, и еврей, как и другие его собратья, воскреснет. С богачом-процентщиком дело обстоит иначе. Он не воскреснет никогда. Поэтому арендная плата, которую должны внести его сыновья, логичным образом высока».

***

Как же, несмотря на запрет, функционируют израильские банки, которые выдают ссуды на приобретение квартир, учитывая, что среди их клиентов немало религиозных евреев? В таких случаях клиенты полагаются на «этер-иска», по которому работает банк.

Суть «этер иска» состоит в следующем. Допустим, один человек дает другому 100 тысяч на бизнес. Из них 50 тысяч он ему одалживает, а 50 остаются деньгами дающего, и дающий получает прибыль от своей половины денег. Т. е., он получает прибыль не за те деньги, которые он одолжил, а прибыль от той части денег, которые он оставил себе. То же самое, когда человек берёт ипотеку в банке: покупка квартиры может тоже быть «бизнесом», ведь очень часто квартиры поднимаются в цене; и человек делает банк участником своих предполагаемых прибылей.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?