Темы: Недельная глава, Ницавим, Ваелех, Заповеди, Рассказы
«Скрытое — это Господу, Б-гу нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого» (Дварим 29:28).
Рамбам (Морэ Нэвухим — «Путеводитель колеблющихся» 3:48) пишет, что все заповеди Торы, включая те, что кажутся нам непостижимыми, на самом деле имеют смысл, который в свое время станет нам доступен.
Рамбан, комментируя этот стих в Дварим, приводит цитату из Мидраша (Бемидбар Рабба 19:4): «Вещи, скрытые от вас в этом мире, станут ясными в мире будущем. Это можно уподобить тому, как у слепого открываются глаза. Ведь ничто не мешает нам постичь смыслы Торы, кроме слепоты нашего разума».
Автор книги «Толдот Авраам» так объясняет этот стих: есть понятные заповеди, а есть такие, смысл которых скрыт. «Скрытое — это Господу, Б-гу нашему», ибо лишь Он знает их смысл. «…а открытое — нам и сынам нашим»: если заповедь понятна, то ее понимают все. Но всё это лишь ад-олам («навечно»; буквально: «до мира») — пока не наступит будущий мир, в котором мы поймем всё.
Как связано уважение к родителям с изучением Торы?
Рассказывает рав Тойсиг:
Я видел, как раби Шмуэль а-Леви Вознер приехал утешать адмора (хасидского наставника) из Надворны, автора книги «Беэр Яаков», у которого умерла мать.
Рав Вознер просидел с адмором почти сорок минут. Там вспоминали праведницу, рассказывали истории сладкие, словно капли меда… И тогда рав Вознер неожиданно сказал:
«Есть известная история о раве Шмуэле Ангеле. Когда ему было семь лет, он потерял зрение. Его преданная мать обошла с ним всех врачей и известных профессоров, но никто не мог ничего сделать.
В горе она поехала в Цанз и вместе с ребенком пришла к святому раву, автору “Диврей Хаим”.
— Раби, — сказала она, — мой ребенок перестал видеть!
Ребе из Цанза обратился к ребенку:
— Если Всевышний вернет тебе зрение, что будешь делать?
— Смогу учить Тору! — ответил мальчик.
— А заповедь почитания родителей исполнишь? — спросил ребе.
— Конечно.
— Тогда, — продолжил ребе, — если обещаешь, что используешь глаза для изучения Торы и будешь уважать родителей, благословляю тебя, чтобы ты видел и помогал видеть другим.
Через несколько дней к ребенку вернулось зрение. Без операции, без лекарств — без всякого медицинского вмешательства. Обещания ребенка и благословения ребе оказалось достаточно».
Рав Вознер продолжил: «Все знают восемь томов респонсов рава Ш. Ангела. В этих восьми томах — ответы на вопросы, которые ему присылали со всех концов Польши и Галиции раввины и судьи, по всем разделам Торы. А рав Ангел говорил, что верит всем сердцем: эту способность определять, каков закон в каждом конкретном случае, и отвечать на любые вопросы по Торе он обрел благодаря благословению автора “Диврей Хаим”: “Чтобы ты видел и помогал видеть другим”. Что значит помогать видеть другим? Просветлять их глаза светом Торы».
Но ребе из Цанза связал изучение Торы с почитанием родителей. Почему? Адмор из Надворны, выслушав рассказ рава Вознера, объяснил связь:
«В мидраше “Тана дэ-Вэй Элияу” сказано: тем, кто проявляет уважение к родителям, Всевышний обещает, что они не нарушат случайно субботу и спасутся от всякого иного греха. Но, поскольку главная цель жизни еврея — изучать Тору, из этого без сомнения следует, что, оберегая от греха, заповедь уважения к родителям приносит успех и в учебе. Вот вам хорошее средство и для защиты от грехов, и для продвижения в Торе». Постараемся же тщательно выполнять заповедь почитания родителей, так как Всевышний видит в нашем уважении к родителям уважение к Себе (Кводам шель Исраэль).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону