Выступает рав Аарон Тойсиг.
Прислушайтесь и узнаете историю, которую поведал мне глава ешивы Сарт, автор книги «Биркат Моше». В ней рассказывается о раби из Скольна, с которого мы можем взять пример того, как человек живет не ради себя, а ради других.
Раби из Скольна, благословенна его память, помимо его святости и праведности, всей душой был предан тому, чтобы спасать еврейских детей и вызволять их из монастырей, куда они попали в период Холокоста, чтобы сбежать от когтей нацистов.
Во время катастрофы именно эти соседи-неевреи с благими намерениями предложили своим еврейским соседям отдать им своих детей вместо того, чтобы нацисты забрали их в Аушвиц и убили. Они увели этих детей в монастыри, и там они стали расти как христиане во всех отношениях.
Раби всецело отдавал себя, в полном смысле слова, неоднократно вставая перед такими людьми, которые были готовы стрелять в него. Но он раскрывал им свое сердце и говорил: «Можно стрелять! Я не боюсь!» Он входил в монастыри, указывал на одного ребенка, на второго, и говорил: «Это мой родственник, и этот тоже, и третий, и четвертый — они мои родные».
Настоятели монастырей спрашивали: «Как такое возможно, чтобы десятки детей все были тебе родственниками?»
Но Б-г сверхъестественным образом давал нашему раби помощь свыше, и тот отвечал им: «Вы ведь служители церкви и знаете Танах. А что в нем написано? “Сынам Израиля — народу родственному Его” (Теилим 148:14). Сыны Израиля — все родственники!» Сотни детей, лишенных родителей росли на коленях у раби, который заботился о них верно и преданно.
Раби из Скольна переехал жить в Бухарест в Румынии, там он имел обычай печь мацу накануне Песаха и раздавать ее всем евреям, чтобы дать им заслугу выполнения заповеди есть мацу. Каждый год он раздавал сотни лепешек мацы, каждой семье давал по три штуки.
Вот что рассказывал мне автор «Биркат Моше»: мой отец, раби из Сарта, автор книги «Мекор Барух», отправил меня к раби из Скольна, когда я был четырнадцатилетним парнем. Он сказал мне: «Мойшеле! Скажи Скольнер-ребе, чтобы он дал тебе шесть штук мацы, а если он согласится дать только три — скажи, что я не согласен». Я не понимал, что все это значит, но естественно, сделал все, как повелел мне отец. Я встал в очередь, и когда дело дошло до меня, произнес: «Я сын автора Мекор Барух. Папа сказал, чтобы ты дал мне шесть лепешек мацы».
Раби ответил: «Ты же видишь своими глазами всех этих людей, стоящих здесь в очереди. Расскажи про них своему отцу. Скажи ему, что я с большим трудом нахожу по три для каждого из них. Что я могу поделать?…»
«Я хорошо понимаю, о чем говорит раби, — ответил я, — но папа повелел мне ни в коем случае не соглашаться взять три мацы. Только шесть!»
Раби из Скольна был в смущении. Что делать? Ведь раби из Сарта так сказал!
Затем он обратился ко мне: «Если папа тебе так сказал, вот тебе шесть штук!»
Наступил вечер Седера. Вернулись из синагоги. Мой папа, раби из Сарта, прежде чем начать накрывать на стол, позвал меня и сказал: «Мойшеле! Возьми три мацы и пойди в дом к раби из Скольна. Скажи, что я послал ему три мацы, чтобы у него было на вечер Седера».
Я и в этот раз не понимал, что папа имеет в виду, но раз он так сказал, я сделаю.
Я пришел в дом к раби из Скольна. Десятки детей, у которых не было никого из родных, никакой опоры в жизни, сидели вокруг его стола, дожидаясь Седера.
Я подошел к сыну раби и произнес: «Мне нужно на минутку зайти к вашему отцу».
Тот ответил мне: «Папа крутится в своей комнате, как оголтелый. Если хочешь к нему войти — входи».
Я вошел к раби и произнес: «У меня есть послание от моего отца. Он сказал, чтобы я дал тебе три мацы, чтобы у вас было на вечер Седера».
В то же мгновение он выпрямился и ответил мне: «Ой! Теперь я понимаю мудрость твоего отца!»
Выяснилось, что раби из Сарта с самого начала предвидел, что Скольнер со всем его добродушием и праведностью совсем не будет думать о себе. Все его заботы будут обращены лишь к другим людям. Он раздаст всю мацу, не оставив себе ни одной!
И действительно, именно все так и произошло на практике: настал вечер Седера, а у самого раби вообще нет мацы!
Эта история потрясающая.
Ведь каждый человек, кто печет мацу, первым делом отложит в сторону три штуки для себя и лишь затем начнет раздавать другим. Это в любом случае огромное дело: раздать людям сотни лепешек мацы. Но сердце раби из Скольна было совсем другим: оно было направлено лишь к окружающим. О себе он вообще не думал. Все, что испек, он раздал людям, а себе не оставил.
Но и сердце раби из Сарта было другим. Он не стал просто брать три мацы, говоря: «Да будет мир тебе, душа моя», но почувствовал заранее, что будет происходить с раби из Скольна, и позаботился о нем.
Отсюда мы выучим глубокий нравственный вывод: мысли еврея, трепещущего перед Небесами, должны быть обращены не только на свои личные потребности, чтобы «у меня было», но и на то, чтобы «у другого было»! (Кводам шель Исраэль)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону