Темы: Пкудей, Ваякель, Изучение Торы, Тора, Рассказы
«Шесть дней делай работу, а в седьмой день будет для вас святость, покой покоя для Б-га» (35:2). Сказал рав Йеуда, сказал Рав: «Каждому, кто доставляет наслаждение шаббату, дают то, о чем просит его сердце, как сказано (Теилим 37:4): “И будешь наслаждаться Б-гом, и Он даст тебе то, о чем просит сердце твое”» (Шаббат 118 б).
Это трудно понять, ведь наши мудрецы говорили: «У кого есть сто — хочет двести; человек умирает, не имея и половины желаемого» (Мидраш Раба, Коэлет 1:13). Как же в таком случае можно сказать, что соблюдающий шаббат получает все, о чем попросит сердце?
Но суть в том, что когда человек освящается и возвышается в духовности, он неизбежно наслаждается Б-гом. Наслаждается изучением Торы и исполнением заповедей. Тогда страсти мира сего уже не влекут его сердце, он довольствуется тем, что имеет, и чувствует себя счастливым, как человек, имеющий все.
Подкрепим это объяснение удивительной притчей. Один богатый человек гулял в свое удовольствие по берегу моря. Внезапно он заметил дельфина, которого выбросило волнами на берег. Он был в плохом состоянии — видимо, уже несколько часов провел без воды. Наш богач сразу же позвонил в скорую помощь, и когда команда врачей приехала, они были удивлены, увидев, что больной — не человек, а дельфин. Естественно, они отказались оказывать ему помощь: «Это не входит в наши обязанности, мы помогаем людям, а не животным», — пожаловались медики на ложный вызов.
Богач был большим любителем животных, поэтому он достал из кошелька пачку долларовых купюр и стал класть их в карманы к медицинскому персоналу. Ведь царь Шломо уже сказал однажды, что «деньги ответят на все» (Коэлет 10:19). Водитель поехал с гудящей сиреной в больницу. Приехав, они поместили дельфина вместе с кроватью в пункт распределения больных и уехали, как ни в чем не бывало.
В больнице врачи были поражены, увидев лежащего под простыней дельфина. Конечно же, они тоже отказались им заниматься. Но, как и в первый раз, богач снова достал пачку долларов и раздал дежурным, врачам и медсестрам. Они тотчас взялись за дело: померяли пульс, температуру, кровяное давление и даже поставили капельницу.
Когда врачи из разных отделений услышали, что пришел богатый чудак, раздающий деньги, лишь бы кто-то попытался позаботиться о дельфине, они оставили своих больных и тоже захотели вылечить «драгоценного» дельфина. Кардиолог прикрепил ему электроды рядом с сердцем, сотрудники рентгена сделали ему снимки, а терапевт провел общий осмотр. Каждый старался помочь в рамках своей специализации, но ничто не помогало — состояние дельфина лишь ухудшалось.
Внезапно одна из медсестер закричала: «Друзья! Есть идея! Давайте положим его в холодную ванну с водой, ведь это его естественная жизненная среда». Его сразу же потащили в ванну, и уже через несколько минут дельфин открыл глаза и начал двигаться. Его состояние быстро улучшилось, и он был снова отправлен в море.
В повседневной жизни нам часто предлагают разные суррогаты духовного счастья и удовлетворения — туристические путешествия, салоны красоты, роскошные автомобили, одежду и дорогие коллекции, чего только нет… Однако «душа не наполняется» (Коэлет 6:7). Наслаждения этого мира никогда не станут заменой духовной жизни, изучению Торы, исполнению заповедей и добрым делам. Мы должны вернуться к источнику жизни — к воде, а вода — это ни что иное, как Тора (Бава Кама 16 б).
В книге Теилим сладкозвучный псалмопевец Израиля написал: «Молодые львы беднели и голодали, а ищущие Б-га не будут испытывать недостатка во всяком благе». Автор книги «Йитав лев» (глава Ръэ) объяснил, что эта фраза не утверждает, будто у ищущих Б-га не бывает ни в чем нехватки. Просто они радуются и довольны своей участью, даже когда им не хватает, — вот почему у них не бывает недостатка. Об этом свидетельствует и автор книги «Решит Хохма» (Дерех Эрец, врата 2, 2): «Я видел много богатых, но не видел никого настолько богатого, как тот, кто рад своему уделу». Богач всегда тревожится о том, останется ли материальное изобилие вместе с ним также и в будущем, тогда как рядовой человек, привыкший довольствоваться малым, каждый день рад тому, что посылает ему Творец. Он мало ест, но пища благословляется во чреве его.
История об одном бедняке, который ходил по домам богатых, собирая пожертвования, чтобы прокормить себя. Однажды он зашел в дом к известному богачу.
«Погоди немного, я подсчитываю стоимость моего имущества с учетом роста моих акций», — попросил богач.
Бедняк обрадовался этой идее и тоже стал считать свои монеты. Богач засмеялся и пренебрежительно спросил: «Ну, сколько еще денег тебе нужно, чтобы сравняться со мной?»
«Разница между нами — всего десять золотых», — ответил ему нищий.
«Да что ты говоришь?» — удивился богач.
«Смотри, я спросил гробовщика в городе, и он сказал, что есть два вида погребальных саванов на продажу. Разница в цене между ними — десять золотых».
Пусть же умные сделают вывод: в день суда человека не сопровождает ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни и жемчуг, но лишь Тора и добрые дела, как сказано (Ишайя 58:8): «И пойдет пред тобою праведность твоя, слава Б-жья заберет тебя» (Авот 6:9).
Нужно знать, что в будущем мире ничего не получают бесплатно. На «кассе» нужно платить за все и только наличными — исполненными заповедями, изученной Торой, милосердием и хорошими личными качествами. Ведь «лишь тот, кто трудился накануне шаббата, будет есть в шаббат» (Шулхан Шаббат Арух).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону