Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Моше, Лашон а-ра, Деньги, Пкудей, Мишкан, Реувен Пятигорский
Последний раздел книги Шмот. На нем заканчивается большая и обстоятельная тема о строительстве Переносного Храма, сопровождавшая нас на протяжении последних пяти недель. Если исходить из того, что в Хумаше (Пятикнижии) более пятидесяти недельных глав-разделов, то получается, что десятая часть содержания Торы посвящена устройству Мишкана, Переносного Храма.
Традиция сообщает: приказ приступить к возведению Мишкана евреи получили на следующий день после Йом-Кипура, как только Моше вернулся с горы Синай, откуда принес Скрижали с Десятью заповедями. Что касается срока окончания работы, то о нем говорит один из стихов нашего раздела (Шмот 40:17): «В первый месяц второго года, первого числа месяца, — был поставлен Мишкан». Получается, что работа по его возведению, включая сооружение и изготовление всех его элементов (в том числе одежды священников), — все это заняло меньше полугода. Такая оперативность, проявленная народом, свидетельствует, кроме прочего, о том, что евреи прекрасно понимали: доверие Всевышнего, утраченное после «греха с золотым тельцом», надо срочно вернуть.
Итак, кончается повествование о первом годе блуждания евреев по пустыне. Продолжение — через книгу, в четвертой книге Хумаша, Бемидбар, которая начнется переписью еврейского населения: «В первый день второго месяца, во второй год после Исхода из Египта…» А между этими двумя книгами — сложная тема, целиком занявшая книгу Ваикра, — тема, посвященная работе Храма и жертвоприношениям, которые в нем совершались.
Краткое содержание нашей недельной главы: Моше дает евреям
подробный отчет о точном количестве металлов, камней и прочих материалов, пожертвованных народом на строительство Храма (38:21 39:1), а также отчет о материале, пошедшем на священные одежды (39:2—32); Мишкан приносят к Моше, и тот его благословляет и освящает (39:33—43); Моше ставит Мишкан (40:1—33); Шхина (зримое Присутствие Всевышнего) нисходит на Храм (40:34—38).
Остановимся на теме отчета, данного Моше народу. Одна из первых фраз главы: «Всего золота, употребленного в деле, из того, что было собрано, оказалось… столько-то. Серебра из общественного приношения — столько-то». А дальше с удивительными подробностями приведено — что из чего было сделано. Отсюда мы учим, что, на какие бы великие общественные цели ни собирались средства, каким бы высоким авторитетом ни пользовался собиратель, на нем лежит обязанность отчитаться в расходах перед теми, кто эти средства ему вручил. В данном случае — перед всем еврейским народом.
Но может быть, Моше — в силу своего величия — был вне подозрений? В Мидраше рассказано, почему пророк, которого сама Тора называет нэеман (достойным доверия), решил дать полный отчет. Однажды он услышал за своей спиной: «В последнее время что-то потучнела шея сына Амрама». (Амрам был отцом Моше.) На это кто-то другой ответил: «Ничего удивительного, он ведает всеми деньгами, предназначенными для строительства Храма». Тогда Моше дал клятву: «Как только Храм будет построен, я дам точный отчет обо всех расходах». Сам Моше знал, что за ним нет никакого греха. Тем не менее представил полный реестр своих действий, потому что не хотел, чтобы кто-то необосновано его заподозрил. Человек должен стараться очистить себя от любых подозрений в глазах людей, а не довольствоваться общим утверждением, что, дескать, «Б-гу истина известна, а вы думайте что хотите».
В еврейском законе этот пункт разработан достаточно подробно. Так например, человек, собиравший деньги в фонд Иерусалимского Храма, во время работы не мог носить широкий пояс или даже белье под верхним платьем. Разбогатей он впоследствии, люди могли бы сказать: «разбогател, потому что брал из собранных денег». Надо бояться не только нарушить закон, но и чужих кривотолков. Этому нас учит Тора…
Впрочем, в приведенной истории про Моше можно усмотреть также и характеристику самого Моше-рабейну. Написано, что не было на земле человека скромнее его. Он старался быть незаметным, ненавязчивым, был скромным до стеснительности. Прочтите Хумаш, скажите — как он выглядел?..
Рассказывают, что некий литовский раввин пожаловался на хасидов Воложинскому раву, Нафтали Цви Йеуде Берлину (сокращенно Анецив, 1817—1893). Дескать, купаются их «цадики» в роскоши и одеваются в дорогие одежды, в то время как многие известные руководители ешив живут в нищете. Ответил ему Анецив: «Не вижу ничего странного. Вспомни Моше и его брата Аарона. Оба — вожди. Но один облачен в яркие, шитые золотом и украшенные камнями одежды, описанию которых посвящена целая глава Торы. А второй… Ты помнишь, во что был одет Моше? О его внешности нет ни строчки. Все, чем он обладал — был посох». — Тут он вздохнул и добавил: — «Наверное, еврейскому народу нужны они оба — и Моше, и Аарон». (Эту историю мы нашли в одной хасидской книжке.)
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?