Темы: Раби Йосеф Шалом Эльяшив, Шавуот, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы, Рав Шломо Залман Ойербах
Скорость мысли нашего учителя раби Йосефа Шалома Элияшива для нас не поддается восприятию. Один человек жаловался перед гаоном раби Шломо-Залманом Ойербахом: у него был вопрос по Алахе, и он задавал его великим раввинам. Они сомневались, склонялись в одну и в другую сторону, приводя множество аргументов, взвешивали и обсуждали, но к решению не пришли. Когда же вопрос изложили раби Элияшиву, он тотчас дал уверенный ответ. Как такое возможно?
Раби Шломо-Залман успокоил его притчей.
«Пойми, ты идешь пешком, велосипедисты стараются и догоняют тебя, а рядом проезжает автомобиль. Он всех вас оставляет позади, а ты горюешь: как же так? Ты делаешь один шаг за другим, велосипедисты сгорблены и изо всех сил крутят педали, а водитель машины сидит в удобном кресле и пролетает огромные расстояния…
Нет, это неправильная мысль. Нельзя сравнивать автомобиль с велосипедом!
Знай, что все раввины, о которых ты спрашивал, при всем уважении к ним, подобны велосипедистам. Они трудятся и медленно продвигаются вперед. Но рав Элияшив — словно водитель скоростного автомобиля. Это совершенно другой мир! За секунду он охватывает весь их труд и старания и улетает дальше…»
Тем не менее, когда рав Элияшив доходил до чтения «Шма Исраэль», он опирался локтем на ручку кресла, а мышцы его лица напрягались в огромном сосредоточении. Рот делал усилие, и проходило десять секунд, двадцать, полминуты, прежде чем он произносил слова «Услышь, Израиль». Каждое слово было словно отдельное произведение, пока он не доходил до слова «один». И вновь он облокачивался с сосредоточением, размышлял и произносил: «Благословенно имя славы царства Его во веки веков».
В сложных законах Торы он находил решение в мгновение ока, а здесь проявлял такую концентрацию и усилие мысли!
Однажды наш учитель сказал своему приближенному гаону раби Уриэлю Коэну Куку: «Знай, что в жизни есть правило: все, что с нами бывает — страдание, обида, боль — не должно доходить до сердца. Сердце — это святое святых, в него можно вносить лишь святую Тору! “Дай, сын мой, сердце свое Мне” (Мишлей 23:26). “У праведников сердце пребывает под контролем” (Берешит Раба 34:10). Человек должен господствовать над своим сердцем и сам решать, что вносить в него, а что отталкивать. Только до пуговицы и не далее!»
В свое время рав Цви Вайнман стал работать адвокатом в раввинском суде. Дела, которые он представлял, глубоко трогали его сердце, и все его чувства бушевали, когда другая сторона в суде бессовестно лгала или проявляла жестокость и мстительность. Однажды наш учитель позвал его к себе и посоветовал сменить работу.
«Почему?! — удивился тот, — разве я недостаточно честно выполняю свои задачи?»
«Даже слишком, — выразил наш учитель свое мнение, — ты вовлекаешься в процесс всеми чувствами. А это верный рецепт для того, чтобы быстро окончить свои дни на земле. Делай, как я, — сказал рав, указывая на пуговицу своего пальто, — пусть любое дело, которым ты занимаешься, доходит лишь до пуговицы, но не дальше» (Иса Браха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону