Темы: Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот
В Симхат Тора старые и молодые, раввины и судьи, торговцы и ремесленники — все ликуют, радуются и веселятся. Они поют, танцуют и хлопают в ладоши, высоко неся свитки Торы. Это Тора, которую мы получили на Синае, книга, написанная Моше Рабейну. Это книга, которую мы несем с собой уже три тысячи триста лет. За нее мы отдавали жизни, переносили ее из одного изгнания в другое. Трудились над ней, зубрили ее текст, составили к ней тысячи комментариев. Сколько же благодарности мы должны испытывать к Творцу, давшему нам эту святую Тору.
Удивительный праведник, любящий народ Израиля, раби Моше Лейб из Сасова увидел своим святым духом, что в Венгрии есть высокая душа, которую нужно освободить и привести к святости. Он сел в карету и поехал искать ее. Он пересек долины и возвышенности и в одном месте приказал карете остановиться. На зеленом холме он увидел маленького ребенка со стаей гусей. Тот встал на вершину холма, поднял глаза к небу и закричал: «Владыка мира, я так Тебя люблю! Как же я могу отблагодарить Тебя за красоту творения? Солнце сияет, ветер ласкает, трава зеленеет, птицы поют! Как я могу отблагодарить за жизнь и за здоровье, и за все добро, что Ты сделал мне?
За то, что ты направил сердца жителей деревни отдать гусей, чтобы я их пас и чтобы мог заработать копейки и прокормить мою мать-вдову!
О, Владыка мира, если бы у Тебя были гуси, я бы пас их бесплатно».
Но Творец не вверил ему на попечение Своих гусей, и его душа восклицала: «Открыто и известно Тебе, что если бы я умел молиться, то молился бы перед Тобой. И если бы я умел учиться, то размышлял бы над Твоей Торой. Но я не умею всего этого».
И после этого он закричал во весь голос: «Лишь одно я умею делать лучше всех детей нашей деревни! Я умею кувыркаться, и теперь сделаю это ради славы Твоей».
Он тотчас оперся на ладони и быстро покатился кувырком со склона, прямиком в руки раби Моше Лейба, который тепло обнял его и поставил на ноги. Он попросил его собрать гусей и вернуться с ним в деревню. Раби попросил мать-вдову отдать ему мальчика на воспитание. Она ответила, что нуждается в деньгах, которые он приносит, но он дал ей плату на несколько лет вперед. Раби Моше Лейб привел мальчика домой и усыновил его, подарив миру возвышенного праведника — раби Ицхака Айзика из Калева, сладкозвучного певца в Израиле.
Кто из нас вставал, спрашивая с чувством и тоской: «Что я могу дать Б-гу, в чем могу склониться перед Всесильным небес?»
Почему мы столь далеки от этого осознания?
Потому что оно не вырастает из пустого пространства, не возникает само по себе. Его нужно взращивать и лелеять, а путь к этому лишь один — благодарность ближнему и ее выражение. Это условие и врата к благодарности Б-гу. А когда мы последний раз стремились, жаждали и наполнялись чувством благодарности к ближнему?
Расскажу реальную историю. Эта дата запечатлелась у меня в памяти. Я слышал об этом накануне святого шаббата главы Шмот, в 2006 году. За день до этого в четверг одна хозяйка в Бней Браке испекла халы и пироги в честь шаббата. По всему дому распространился приятный запах свежей выпечки [это очень хороший запах (Рашбам, Бава Батра 91 а), и есть мнение, что для него нужно произносить благословение «Придавший хороший запах хлебу» (Орах Хаим 216:14)].
Ребенок вернулся из религиозной школы, и мать заметила, что он крутится возле стола, на котором разложены пироги.
«Подожди, пока остынет, и я отрежу тебе», — сказала она.
«Нет, — сказал ребенок, — я хочу взять кусок пирога!»
«Кусок? Зачем это тебе?»
«Отдать учителю», — ответил сын.
«Ну что ты, — возразила мать, — это может показаться неуважительно, словно ему зачем-то понадобилась наша выпечка. Это может задеть его жену, которая и сама печет. Да и вообще, так непринято делать».
«Непринято» — это словно печать, имеющая главную силу. Есть вещи, которые хорошо не делать, потому что непринято, а есть и наоборот…
Трудно было измерить разочарование ребенка. «Я не понимаю! — воскликнул он, — Каждый шаббат папа проверяет меня, радуется моим знаниям и хвалит учителя, а после шаббата пишет ему о том, как ценит и уважает его…
Почему же тогда не дать ему пирога?»
«Давай спросим папу», — ответила мать.
Когда отец пришел, его спросили. Он сомневался, сначала не хотел, но затем, увидев воодушевление ребенка, согласился. В конце концов, почему бы и нет? Учитель ведь и в самом деле прекрасный, преданный своему делу, он вкладывает все свои силы и излучает любовь.
Отец прибавил вдохновенное письмо, в котором выразил благодарность и уважение, отметил, что это инициатива ребенка, и что это он уговаривал подарить кусок пирога.
Они отправили пирог с письмом на следующий день в пятницу. А после шаббата им позвонил старший сын, живший в Ашдоде.
Учитель тоже жил в Ашдоде и перед шаббатом пришел к нему домой. Со слезами на глазах он рассказал, как к нему пришел младший брат и протянул ему сверток. «Это послали родители», — сказал он. Учителю было неловко сразу открывать, он отнес сверток домой и, когда открыл его, был глубоко тронут.
Ведь он и в самом деле старается и вкладывает всю душу в обучение детей. Но никогда, еще ни разу не получал он такого подарка.
Ему присылают записки в начале недели, приносят подарки по праздникам. Но так вот посреди года, в обычный день… Этот сверток растрогал его до слез.
И то, что чистый ребенок чувствует к учителю, — когда мы чувствовали такое в отношении члена семьи? Купить подарок, выразить чувства, показать, насколько мы ценим.
Как было бы здорово, если бы мы ощущали слова из псалма: «Что вернуть мне Б-гу за всю Его доброту ко мне?» (Мекарван ле-Тора)
Читайте обзор по теме Шмини Ацерет
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону