«Скажи Элазару… пусть уберет он угольницы… пусть сделают из них расплющенные листы для покрытия жертвенника…» (Бэмидбар 17, 2). Двести пятьдесят человек, которые принесли благовония, пожелав воскурять их вместе с первосвященником Аароном а-Коэном (первосвященником), были сожжены огнем, вышедшем от Всевышнего. После этого Всевышний повелел Моше-Рабейну сказать Элазару, сыну Аарона а-Коэна, чтобы он вытащил угольницы из пепла и сделал из них покрытие для жертвенника, чтобы они стали знаком для сынов Израиля: посторонний человек, не из потомства Аарона, не может воскурять благовония перед Всевышним, иначе с ним произойдет то же, что с Корахом и его сообщниками (там же, 5).
Спрашивают наши учителя: почему это должен был сделать Элазар, а не сам Аарон а-Коэн? И отвечают: люди заплатили жизнью за свою конфронтацию с Аароном. Если бы Аарон сам вытащил угольницы, это могло быть воспринято как подобие злорадства, не дай Б-г, что-то вроде торжества победителя. А так поступать не следует (А-Меири, комментарий к Брахот 27 б).
Какого величия духа требует от нас Тора: даже если мы победили, не следует демонстрировать удовлетворение. Наоборот, надо сожалеть о том, что случилось с этими людьми. Когда Рабан Гамлиэль спорил с Раби Йеошуа — и спор был во имя Небес, мудрецы сочли необходимым временно отстранить Рабана Гамлиэля от должности наси. Они не назначили вместо него самого великого из них, самого Раби Йеошуа, потому что это было бы в какой-то мере оскорбительно для Рабана Гамлиэля и выглядело бы как злорадство со стороны Раби Йеошуа, как его триумф. Только из этих соображений был назначен не Раби Йеошуа, а восемнадцатилетний раби Элазар бен-Азарья.
Отсюда мы узнаем о необходимости сдержанности. Столкновение разрешено, когда без него невозможно обойтись, и даже если мы побеждаем, следует сожалеть, что оно вообще понадобилось.
В свое время возникло движение харедим, выступавшее против мнения Совета великих людей Торы «Агудат Исраэль». Это движение, «Поалей Агудат Исраэль», остро критиковали руководители поколения, и в конечном счете оно не победило на выборах, исчезло.
Рав Шах зацаль услышал крики радости — люди радовались падению «Поалей Агудат Исраэль». Рав Шах сказал им: «Бороться с этим движением было нашей обязанностью. Оно было очень опасным. Но во главе его стояли евреи, другие евреи отдавали ему свои голоса, и сейчас у них траур. Как же нам радоваться его падению?»
Это — взгляд Торы!
И это открыл нам Сам Творец мира. В свое время, говорит мидраш, Луна интриговала против Солнца. Сказала Всевышнему, что не могут два царя пользоваться одной короной. И Всевышний немедленно воздал ей: «Иди и уменьшись». Но Он не только создал ей в утешение свиту — армию звезд, но и повелел приносить жертву хатат в Новомесячье — в день, когда Луна уменьшается. Это — как выражение сожаления о том, что пришлось ее наказать. Отсюда мы делаем вывод: наказание разрешено, когда без него невозможно обойтись, и следует сожалеть, что оно вообще понадобилось… (Маайан а-Шавуа).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону