«Всей душой и всем состоянием» (6:6). Выступает рав Галинский. Давайте задумаемся над словами Гмары (Шаббат 88 б): «Учили мудрецы: кто обижаем, но не обижается; кто слышит оскорбления и не отвечает; кто делает все из любви и радуется страданиям, о тех говорит Писание: “Любящие Его — как выход Солнца во всей его мощи!” (Шофтим 5:31)». Здесь все ясно, кроме одного. Принимать страдания с любовью — это понятно, но зачем радоваться им?
Расскажу то, что слышал в Новардоке.
Однажды Реувен обратился к Шимону: «Слушай, появилась возможность заработать, другой такой потом не будет. Продают три гектара земли в развивающемся районе города за десять миллионов шекелей. Если платишь наличными — за восемь. Потом в частном порядке можно будет продать их за двадцать. У меня уже есть три миллиона, добавь пять — купим и прибыль поделим».
А тот отвечает: «Я не занимаюсь недвижимостью и ничего в этом не понимаю. Пять миллионов — это все мои сбережения на старость. Они лежат в банке и приносят скромный доход каждый месяц. Но если ты обещаешь, что мой капитал удвоится, я согласен».
Они пошли в банк, оформили перевод денег. Спустя год, Шимон пошел к Реувену поинтересоваться, когда можно будет положить в банк удвоенную сумму.
«Знаешь, — сказал тот, — тут появилась одна проблемка… Как раз эта площадь была изъята».
«Что значит изъята?»
«Ее отдали на общественные нужды. Для детского сада, школы, понимаешь…»
«Я ничего не понимаю. Скажи прямо, сколько теперь она стоит?»
«Теперь уже нисколько».
Шимон почувствовал, что в нем закипает злость, и еще немного, он взорвется. За секунду до того, как это произошло, он выбежал и хлопнул дверью. Вернулся домой и стал терзать себя мыслями: как мог он отдать все свои сбережения? На что теперь жить в старости? Какая глупость, какая безответственность!
Чем больше он думал, тем более удрученным становилось его состояние, пока он не впал в глубокую депрессию. Его дети поняли, что отец потерял деньги, и что теперь они рискуют потерять его самого.
Позвали врача. Тот осмотрел его, выслушал и произнес: «Есть у меня один совет. Возьмите своего отца к тому человеку, который обманул его и потратил его деньги, и пусть он побьет его хорошенько!»
Дети Шимона удивились: «И что это даст? Деньги-то все равно не вернуть!»
«Верно, — ответил врач, — деньги вам не вернуть. Но когда он выпустит свой гнев и негодование, к нему вернется здоровое настроение. Думаю, достаточно будет двадцати ударов».
Взяли они отца и пошли домой к Реувену. Едва завидев их, он испугался, но они удивили его: «Мы не долг с тебя брать пришли, а только побить».
Его лицо побледнело: «Побить? За что?»
«Ты еще спрашиваешь! За обман и присвоение денег».
Тот поинтересовался: «Сколько ударов будет?»
«Двадцать, как сказал врач», — ответили они.
«И что, после этого я буду свободен от долга?»
Что можно было с него взять? Он ведь и так не мог ничего выплатить. «Да», — подтвердили дети Шимона.
Реувен почувствовал облегчение. «Бейте», — сказал он им.
И с каждым выдержанным ударом он радостно произносил: «Еще на четверть миллиона меньше!… Вот уже на миллион меньше! Два миллиона!»
Вот что значит «радоваться страданиям» (Ве-игадта).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону