«Или даст клятву» (30:3). Помимо своей великой гениальности, рав Лорбербаум, автор книги «Нетивот а-Мишпат», был известен своей большой скромностью. Он обычно одевался в простую одежду, чтобы его не узнали, а когда нужно было куда-то ехать, облачался во что-то еще более простое.
Как-то раз он ехал в телеге с другими людьми в Варшаву. Вдруг один из пассажиров закричал, что у него украли пачку купюр из кармана — большую сумму денег. Рав продолжал размышлять над изучаемой темой из Торы, не слыша того, что происходит вокруг.
Внезапно пассажир указал на него и сказал, что он и есть вор. Он даже назвал несколько доказательств этому — например, что тот сидел молча и т. п. Среди остальных некоторые присоединились к этому предположению, и когда они добрались до Варшавы, тот пассажир вызвал его на суд к одному из мудрецов города. К процессу подключились и некоторые другие из тех, кто ехал в телеге, желая увидеть, чем кончится дело.
Рав, председательствующий в суде, не понял, что бедняк, сидящий перед ним, — никто иной, как известный гаон, автор «Нетивот а-Мишпат». Он спросил подсудимого, есть ли тому, что сказать по этому делу, а тот, естественно, стал отрицать всякую вину, говоря, что чужих денег не касался. Судья решил, опираясь на соображения истеца, что подозрения все-таки есть, и потому обратился к подсудимому, говоря, что ему нужно принести клятву.
Услышав это, рав Лорбербаум спросил истеца, сколько денег было украдено. Тот сказал, что речь идет о 10 000 рублях. «Хотя я продолжаю отрицать свою вину, все равно я готов заплатить половину суммы, чтобы избежать клятвы», — сказал рав. Истец был неготов к этому и отказался принять деньги. Они стали торговаться, пока рав не дошел до 9 500 рублей, но все же получил отказ. Тогда, не имея выбора, он сказал, что готов поклясться, но просит, чтобы ему дали несколько минут на подготовку. Встал он к стене и стал плакать, готовя себя к клятве. Все видели это и, поняв, что перед ними святой человек, исполнились трепета.
Вдруг один из присутствующих упал на пол и потерял сознание. Когда ему помогли придти в себя, он стал кричать: «Я вор, я вор, оставьте в покое этого святого еврея». Тогда судья попросил рава назвать свое имя и, получив отказ, приказал ему сделать это как глава здешней общины. Тот ответил: «Мое имя — Яаков Лорбербаум».
Когда судья узнал, перед кем он стоит, его охватил страх, и он попросил, чтобы рав простил ему все произошедшее. Но тот ответил, что все было сделано правильно, и решение суда касательно клятвы было верным. Когда волнение улеглось, и вор вернул деньги, судья попросил автора «Нетивот» объяснить, почему он был готов выплатить большую часть суммы, но дойдя до 9 500 рублей, остановился, не желая прибавить к этому.
Нам стоит как следует прислушаться к тому, что ответил гаон. «Мой расчет был таков, — сказал он, — 5000 у меня есть с собой, еще 2000 я могу достать, продав серебряную посуду в доме, а еще 2500 — от продажи моих книг. Но когда дело дошло до 9500, и истец не был готов принять эту сумму, я понял, что больше уже не смогу выплатить, если не возьму в долг, на что я никак не согласен».
Из этого рассказа можно извлечь два урока. Во-первых, человек должен отдать все, что имеет, лишь бы избежать клятвы (в Сефер Хасидим написано, что многие еврейские поселения были разрушены из-за греха клятв, даже если они правдивые). Во-вторых, не надо брать в долг! Это особенно важно для нашего поколения (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону