«И вышел огонь от Б-га» (10:2). Есть суд и есть Судья. Эта истина должна быть высечена на сердце каждого, у кого есть разум. Каждое совершенное нами действие, каждое произнесенное слово учитывается, и ничто не исчезает и не забывается.
Как-то раз ко мне пришла одна женщина, — рассказывает рав Зильберштейн, — и едва начав говорить, сразу же разрыдалась, так что и не успокоишь. Она все никак не могла вымолвить ни слова. Лишь спустя несколько минут, она начала рассказывать, что в том месте, где она работает, есть еще пять женщин. Это ее коллеги по работе, и они обидели ее до глубины души.
«Даже если просижу здесь целый час, не смогу описать вам все их издевательства надо мной», — произнесла женщина. Она рассказала, что коллеги возводили на нее напрасные обвинения в том, чего никогда не было, ужасно ей досаждали, позорили ее публично и т. д. Их жуткое поведение продолжалось в течение долгого периода, и все это время жизнь ее была горче смерти. Ни днем, ни ночью не было покоя.
«А я, — продолжала она свой рассказ, — никак на них не реагировала! Оскорбляли меня, а я молчала, смеялись надо мной, но я не говорила ни слова; позорили меня на людях, а я словно воды в рот набрала. Решила, уж лучше быть среди обижаемых, которые не обижают других взамен».
Что же произошло в итоге?
Всевышний взыскал все долги. «На всех пятерых коллег, оскорблявших меня, — сказала женщина со слезами, — напала страшная болезнь. Ни одна из них не избежала этого».
Далее женщина рассказала, что, когда об этом стало известно, эти заболевшие отправляли к ней посланников попросить, чтобы она простила их за все. «Но что тут скажешь? Даже если я произнесу слово “прощаю”, это не будет чистосердечным прощением после всего, что я пережила и вытерпела от них».
Вот что бывает, когда человек совершает поступки, не отдавая себе отчета. Иногда ему кажется, что он свободен и предоставлен самому себе, и что никто не воздаст ему за содеянное. Но, как уже было сказано, Всевышний ничего не забывает.
Хуже всего то, что иногда человек доводит себя до состояния, когда уже ничего не исправишь. Даже если он хочет раскаяться, попросить прощения за содеянное и даже заплатить большие деньги, чтобы примириться с тем, кого обидел, пострадавший просто не способен его простить. Не может и все! Бывает, что обидчик не собирался никого обижать, а просто сказал, что сказал, — словно в шутку. Его-то шутка рассмешила, а вот ближнего — отнюдь. Поэтому есть лишь один выход — никого не обижать, даже в шутку! Такой смех может превратиться в нечто весьма серьезное, и тогда уже и обидчику будет не до смеха.
Всем нам известны такие случаи, все мы это осознаем. И тем не менее случается встретить людей, которые обижают ближних — в шутку или всерьез. Им следует знать, что за все это они будут отвечать. Будем же мудрыми прежде, чем совершать поступки! (Бархи Нафши)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина