«Ибо Я Б-г, выведший вас из страны Египта» (11:45). Мы не всегда бываем правы. Я понимаю, что это неожиданное заявление, но, как говорится, положа руку на сердце, — разве вы всегда правы? Я, во всяком случае, такого о себе сказать не могу. А ведь в целом повторяется то же, что и в частности. Откуда же тогда такое предположение, что все мы, как единая община, всегда правы, и что все справедливое, что есть в мире, обязательно с нами, а все беззаконие и несправедливость, вся злоба и зависть — у тех, кто по другую сторону?
Так смешно бывает слышать спорящих политиков. Правые и левые, коалиция и оппозиция. Да еще с каким рвением они воюют друг с другом, какими острыми выражениями пользуются! Причем всегда в черно-белых цветах, и каждый раз сам выступающий — белый и чистый, как снег. Никогда у них не бывает серого или каких-то промежуточных цветов. Всегда «моя программа» принесет решение проблем, оздоровит, восстановит, гарантирует и реализует. А противоположная программа — это бедствие и катастрофа, крах и слезы на все поколения. Но едва лишь сменятся должности, и все, что мы видели оттуда, уже не видим отсюда — точка зрения меняется, и находится сто причин оправдать все, что осуждали.
И все, что верно в отношении правых и левых, верно и между религиозными и светскими людьми. Мы слезы горькие проливаем о них, в своих речах и статьях «изливаем на них огонь и серу», осуждаем и клеймим их бесчувственность ко всему святому, их стремление захватить страну, любой ценой поселить в ней гоев, дать им гражданство, отменить шаббат, заполнить всю страну свиным мясом, падалью и прочей гадостью, урезать окончательно финансовую поддержку религиозным учреждениям и осыпать деньгами светскую культуру — спорт, спектакли и танцы. Мы кричим до хрипоты в горле, но мы неправы.
Точнее говоря, описывая ситуацию, мы правы в каждом нашем слове. Ведь таковы факты. Но неправы мы в том, что обвиняем противоположную сторону в преступлении и злом умысле. Жаль тратить слова и энергию. Они вообще не понимают, из-за чего наш гнев, и удивляются, чего мы хотим от них.
И они правы.
Почему? Об этом прямым текстом говорит Раши в нашей недельной главе, в разделе о запрете есть гадов и насекомых, которые оскверняют и закупоривают сердце человека в этом и в будущем мире. В конце раздела сказано: «Ибо Я Б-г, выведший вас из страны Египта, чтобы быть для вас Всесильным. И будьте святы, ибо Я свят». Раши цитирует из книги «Тана девей раби Ишмаэль»: «Если б вывел Я сынов Израиля из Египта, только чтоб они не осквернялись насекомыми, уже и этого было б достаточно. В этом их достоинство». Наши мудрецы спрашивали: неужели лишь поэтому нужно было выводить их из Египта? Если так, могли бы там и оставаться и оградить себя от запрещенных видов пищи.
Но вот ответ, который они дают: кто находится в Египте, в гуще египетских мерзостей, за пятидесятыми вратами нечистоты, тем по правде уж и не важно, будут ли они оскверняться поеданием гадов и насекомых или нет. Трубочисту никто не сделает замечания из-за лишнего пятна на одежде. Только когда выходят из Египта и отрываются от его влияния, появляется различие между чистым и нечистым.
И почему? Потому что они словно в плену (и слава Б-гу) в жизни по Торе и заповедям, в иудаизме во всей его чистоте. Они вообще не знают, в какой атмосфере живут те, кто по другую сторону. Какие они читают газеты, какой литературой, зрелищами и песнями они себя кормят и вообще в каком мире находятся. В их мире нет ничего ценного и великого, только гедонизм и свободная вседозволенность. Что можем мы иметь с ними общего? Есть лишь один способ убедить их: вывести из Египта! Делать больше уроков по Торе, открывать религиозные школы и увеличивать набор учеников в них, устраивать новые семинары. Вот единственный путь, и другого нет. (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина