«И наполнилась земля злом» (6:13) Поколение людей, которые жило до потопа, совершало все мыслимые и немыслимые преступления. Но окончательный приговор Б-г вынес им из-за грабежа. Хафец-Хаим приводит следующую притчу.
Крупный купец приобрел в кредит энное количество товаров на заводе, а затем продал в собственном магазине. Расплатился с поставщиками и еще раз взяли товары в кредит. Но на этот раз счастье ему не улыбнулось — внезапно в магазине вспыхнул пожар. Непроданный товар превратился в пепел.
Кредиторы собрались, чтобы решить, каким образом можно вернуть расходы. Один из собравшихся заметил: «Я слышал, что купец коллекционирует картины и драгоценности. Почему бы не потребовать, чтобы он продал часть своей коллекции для покрытия долга?» Все согласились и решил послать специального курьера к купцу. Однако внезапно другой кредитор всполошился: «А что, если купец заблаговременно припрячет драгоценности?» Тогда присутствующие решили не тратить время на курьера и вместо этого прямо сейчас направиться к купцу.
В доме обедневшего купца раздался стук. На пороге стояли все его кредиторы, от мелкого до крупного. Хозяин понял, что ему не удастся договориться о разбивке долга на платежи или даже частичном его прощении. «Проходите, садитесь — пригласил он незваных гостей. — Что будете пить?» Кредиторы промолчали.
Один из них, наиболее бесцеремонный, обвел взглядом картины и внезапно снял со стены самую дорогую, в тяжелой золотой раме. Присутствующие как будто бы ждали сигнала. Подобно диким зверям, они бросились раскрывать шкафы и выволакивать серебряные кубки, алмазные ожерелья и жемчужные ленты. Прямо на глазах у ошеломленного хозяина.
Хафец-Хаим поясняет: когда человек грешит, он создает себе обвинителя (см. трактат «Авот», 4:11). А главный обвинитель создается у тех, кто занимается грабежом и злодейством. На суде в грядущем мире обвинители дружным хором перечисляют проступки человека. Тот, кто будит другого против его желания, нарушает Галаху. Такой поступок называется на иврите «гезель-шейна», «кража сна». Рабби Йезехкель Левинштейн рассказывал, что в ешиве, в которой он учился, как-то ночью один ученик сообщил другому о помолвке. Крики радости разбудили другого ученика. Узнав о случившемся, инспектор ешивы отчитал молодых людей: «Это типичная кража сна, и вы должны извиниться перед разбуженным товарищем».
Мы должны уберечься даже от самых минимальных — по нашему мнению — провинностей, потому что каждая из них приводит к возникновению очередного обвинителя. Не надо воровать сны и свободное время других людей. Не надо создавать себе злых кредиторов.
Мы и потоп
«И приумножилась вода, и понесла ковчег, и подняла его над землей» (7:17) Если б еще лет 100 тому назад мы бы задались вопросом, какие качества отличают евреев, мы бы согласились с талмудическим списком: евреи — скромные, милосердные и готовые помогать другим. Что же произошло сегодня? Почему в современном Израиле не так много людей, отвечающих вышеупомянутым критериям?
Мы активно реализуем правило «Человек человеку волк», характерное для некоторых современных стран. Мы забыли о девизе «Весь народ Израиля несет ответственность друг за друга».
Выходом из создавшегося положения может явиться побег в ковчег. Слово «тева» переводится с иврита двояко, «ковчег» и «слово». Мы должны убежать к словам Торы, ее заповедям и вечной мудрости, сделать синагогу вторым домом, искренне молиться и интенсивно изучать еврейские священные книги.
При этом следует помнить, что религиозный мир не отгорожен от всего остального мира герметической оболочкой. Равно как и ветра во время потопа качали Ноев ковчег, так и общепринятые нормы влияют на происходящее в религиозной сфере. Падкие до сплетен СМИ, проблематична молодежь — всё это есть и у верующих евреев. Поэтому мы в очередной раз молим Всевышнего: «Пошли на Землю дух чистоты, чтобы волны потопа угасли, и мир опять вошел в состояние душевной гармонии».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина