«И посадил виноградник» (9:20). Мудрецы рассказывают, что речь идет о чуде — Ноах посадил виноградник сразу по выходе из ковчега, и в тот же день виноградник зацвел, дал плоды, Ноах собрал их и сделал вино.
Магид из Дубно задает вопрос: как такое надприродное чудо могло привести к отрицательным моментам, описанным в Торе (Ноах опьянел и т. д.)? Магид приводит следующую притчу. Жил-был человек, у которого не было источников дохода. В его доме даже краюхи хлеба не было. Бедняк пытался заниматься различными ремеслами, но ему не удавалось заработать ни копейки. Тогда он отправился к местному раввину и попросил у него благословение. Тот отреагировал: «Пусть Всевышний поможет тебе, и да станет первое дело, которым ты сегодня займешься, твоей постоянной работой».
Бедняк вернулся домой. Вытащил кошелек и решил пересчитать завалявшиеся в нем мелкие монеты: «Раз раввин сказал, что первое дело, которым я займусь по возвращении, станет постоянной работой, мои монеты должны превратиться в целое состояние». На его беду, человека увидела жена и закричала: «Вместо того, чтобы сидеть дома, ты занимаешься глупостями!» Тот ответил ей в аналогичном ключе. Ссора разрасталась на глазах. Короче говоря, вся жизнь героя притчи превратилась в одну продолжительную ссору — в соответствии с полученным благословением..
Сказка — ложь, да в ней намек. Магид пояснил: Всевышний благословил Ноаха и его сыновей. Любое дело, которым он мог заняться по выходе из ковчега, стало бы успешным. Однако вместо усилий, направленных на улучшение духовного мира, Ноах занялся материальным миром, посадив виноградник. Но благословение свыше сработало — дерево зацвело, дало плоды, вино получилось на славу… и вслед за ним произошли и отрицательные моменты, описанные в нашей недельной главе.
В нашей жизни есть немало ситуаций, при которой Творец дает возможности реализовать заложенные в нас силы. Следует помнить, что использовать их надо в положительной плоскости.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина