Как можно на протяжении целой недели забыть о проблемах политики и экономики, о своих собственных семейных неурядицах, о наглом начальнике и нерадивом сотруднике? Следующая история поможет нам в этом.
Дело было во время Шестидневной войны. Молниеносная победа израильской армии, «Храмовая гора в наших руках», атмосфера всеобщей эйфории и радости. Именно в те дни жители Иерусалима обратились к одному из крупных раввинов с вопросом: указывает ли происходящее на то, что Машиах вот-вот придет?
Мудрец ответил им: сказано, что будущее Избавление будет похоже на избавление из египетского рабства. Должен появиться лидер, которые донесет до народа Б-жью весть — «Я вспомнил о вас». Спрашивается, что такого нетривиального в этих словах?
Ответ заключается в следующем — эти слова произнесены в прошедшем времени. Народ уже ощущает присутствие Шхины Всевышнего. На протяжении семи дней Песаха это ощущение усиливается. Даже погоня фараона и его колесниц не отдалила избавление, а только приблизила его.
Все мы должны помнить, что Творец вспоминает о каждом из нас ежедневно. И мысль об этом наполняет радостью сердце.
Рабами мы были в земле Египетской
Еще сто лет тому назад в Тунисе процветала работорговля. Предприимчивые и жестокие люди похищали детей, женщин и даже целые семи, а затем продавали их, как продают рогатый скот.
Как-то раз по центральному рынку шел раввин Шауль а-Коэн, глава еврейской общины Джербы. Внезапно он услышал, как царский глашатай обходит торговцев, выкрикивая: «Его Высочество повелел отпустить всех рабов и рабынь на свободу. Те, кто продолжат заниматься работорговлей, будут жестоко наказаны!»
Раввин подошел к знакомому зеленщику: «Скажи, что случилось? Почему царь во мгновение ока отменил практику рабовладения?» Торговец пояснил: «Новые веяния пришли в нашу страну. По примеру Европы и Америки рабовладельческий строй отменяется. Да здравствует прогресс».
Внезапно р. Шауль разрыдался, сел на землю и надорвал свои одежды. «Что стряслось?» — перепугался зеленщик. Сквозь плач раввин пояснил: «Кто эти рабы и рабыни? Потомки Ханаана, который был проклят Творцом. На протяжении сотен лет они несли на себе клеймо рабов, пока Б-г не послал разум людям и не освободил их. А как же евреи — Его любимый народ?! Почему мы до сих пор подвергаемся гонениям, унижению и притеснениям?»
Рабби Шауль а-Коэн продолжил: «В отличие от тунисских рабов, мы сами продали себя в рабство. Мы согрешили перед Всевышним и не захотели каяться!»
Жена с трудом увела побледневшего раввина домой. Однако наутро от былой печали не осталось и следа. Р. Шауль рассказал домочадцам, что во сне ему сообщили — евреи тоже будут освобождены и вернутся на свою землю.
И разверзлось море…
В Талмуде (трактат «Псахим» 118а) написано, что зарабатывать на жизнь не менее сложно, чем заставить море расступиться. Раввин Галинский задался вопросом: в молитвах сказано, что Б-г дает пропитание всему живому. Откуда же взялось такое сравнение?
Дело в том, что в Египте евреи погрязли в нечистоте. Они дошли до 49-го, самого страшного уровня духовного падения. Когда началось избавление, египтяне удивлялись: «Чем, спрашивается, эти евреи лучше нас?!»
Творец должен был убеждать Красное море, что перед ним действительно стоят люди, которых надо спасти. Похожая ситуация происходит со всеми нами — Б-г посылает ангела, чтобы тот передал еврею пропитание. Но адресат выглядит совсем не так, как хотелось бы, и тогда Всевышнему приходится убеждать ангела передать «посылку» получателю. Несмотря на его неидеальный духовный уровень.
Оттого и сказано, что зарабатывать на жизнь не менее сложно, чем заставить море расступиться.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина