«Освятитесь и будьте святы» (Шмини 11:44) — рассказывает Талмуд, что греческий царь Талмай потребовал от семи еврейских мудрецов перевести Тору. Он запер их в семи разных комнатах, а затем сравнил переводы.
Всевышний сделал так, что мудрецы внесли одни и те же изменения в текст. Например, запрет употреблять мясо крольчихи они перевели как запрет есть мясо «коротколапого животного». Дело в том, что Крольчихой звали жену Талмая (сравните с популярными еврейскими именами — Ципора (птица), Айелет (олениха). Мудрецы не хотели, чтобы Талмай разгневался на еврейский народ.
Давайте зададимся вопросом: греческий царь не был невеждой. Он знал, что Тора была дана за тысячу лет до его эпохи. С чего бы вдруг ему помешала крольчиха в древнем тексте?
Ответ очень просто. Не надо гнаться за логикой в действиях людей. Человек является импульсивным созданием, которое способно обидеться на абсолютный пустяк.
В Талмуде (трактат «Санхедрин») приводится следующая история. Турнус Руфус спросил рабби Акиву, чем отличается суббота от других дней. «А чем ты отличаешься от других людей?» — спросил раввин вельможу.
«Его Превосходительство римский владыка выбрал меня на должность верховного комиссара Палестины», — гордо ответил Турнус Руфус.
Рабби Акива улыбнулся: «Именно этим суббота отличается от других дней. Творец выбрал ее».
Вельможа не унимался. «А кто сказал, что Б-г выбрал субботу?» — «Знай, — ответил р. Акива, — что в субботу нельзя вызвать душу путем спиритического сеанса, потому что в субботу у сил нечистоты нет потенциала. Кроме того, из могил грешников, включая могилу твоего отца не идет дым, поскольку в шаббат огонь в аду не разжигают».
Турнус Руфус разозлился: «Ты оскорбил моего отца!»
Спрашивается, почему вельможа разозлился? Он задавал раввину провокационные вопросы и получил достойный ответ. Причина его гнева упомянута выше — в поведении людей нет логики.
Поэтому так важно хорошо вести себя, освящая Имя Всевышнего. Ведь когда нерелигиозный человек сделает что-нибудь нехорошее, никто не удивится. Однако когда верующий человек совершит тот же проступок, возмущению не будет предела: «Эти религиозные! Эти ханжи! Эти обманщики!..»
Хафец-Хаим как-то привел притчу: «В больших городах начали строить многоэтажные дома. Чтобы попасть на последний этаж, не надо идти по лестнице. Достаточно сесть в лифт, и вы окажетесь на верху в течение минуты. Так и с духовным состоянием — освятитесь, вызовите лифт, и Б-г вознесет вас на самую вершину».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина