«И сделай ризу к эйфоду, всю из синеты. И да будет отверстие для головы в средине ее; обшивка должна быть вокруг отверстия ее, работы тканой, подобно как у отверстия брони должно быть у нее, чтобы не рвалось» (Тецаве 28:32). В Талмуде написано, что риза первосвященника искупала грехи, допущенные из-за злословия (Звахим 88б). Почему именно риза? Потому что на ней висели колокольчики — как пишет Талмуд, «звук искупит проступки, связанные со звуками».
Сказано, что проказа — это наказание за злословие, и в качестве искупительной жертвы прокаженный должен принести двух птиц. Талмуд пишет, что его грех уравновешен жертвоприношением: злословящий грешил при помощи языка, а птицы тоже отличаются склонностью к «болтовне».
Рабби Иерухаим из Мира задает следующий вопрос — в отличие от грешника, который распространял негативную информацию, птицы попросту щебечут в свое удовольствие. Почему же их приносят в жертву при злословии?
Ответ звучит так. Именно болтовня приводит к греху. Поначалу человек дает волю языку, подобно птице. Он отпускает шуточки и смеется, но в конце концов превращается в сплетника и распространителя слухов. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Мишлей 10:19).
В книге «Кли якар» злословящий человек сравнивается с мухой, которая ищет навозные кучи и там откладывает личинки. Такой человек отмахивается от общей картины, фокусируясь на негативе. Чтобы избавиться от подобной привычки, надо оценивать ближних по совокупности. Недаром риза первосвященника была сделана из синеты — она символизировала бескрайнее небо, отдельные облака на котором не могут затмить всей его прелести.
Некая религиозная семья взяла опеку над пожилыми репатриантами из СНГ, профессором медицины и учительницей. Хозяева стали приглашать их на субботние трапезы, общаясь на смеси идиша и английского. Время шло, гости подучили иврит и даже начали соблюдать заповеди.
После очередного субботнего ужина муж и жена тепло распрощались с хозяевами и направились к выходу. Прошло несколько минут. В окне внезапно мелькнул отблеск фар. Любопытствующая хозяйка подошла поближе и не поверила своим глазам: их милые и интеллигентные гости, которые постоянно признавались в любви к иудаизму, садятся в такси! в шаббат! несмотря на кипу на голове у профессора!
С тех пор отношения между семьями начали увядать, а потом вовсе и сошли на нет. Через год раздался звонок: профессор скончался. Бывшие опекуны решили проведать вдову.
После дежурных соболезнований глава семьи поинтересовался, от чего умер муж женщины. «От инфаркта, — вздохнула она. — Помните, мы были у вас в одну из суббот? Спускаясь по лестнице, мой муж почувствовал острую боль в груди и заподозрил инфаркт. Он попросил меня вызвать такси, ведь угроза для жизни отменяет субботние ограничения. В тот раз мы успели доехать до приемного покоя. А позавчера не успели…»
Как важно не судить и не обвинять ближнего!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина