«И сделай двух керувов из золота, чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки» (Трума 25:18). Рамбам пишет, что глубоко под землей, на месте, где раньше находилась Святая святых, спрятан золотой Ковчег Завета. В нем находятся скрижали, которые Моше получил на горе Синай. Более двух с половиной тысяч лет, со времени правления царя Йошиягу, ковчег надежно упрятан от людских глаз. С Б-жьей помощью, когда придет Машиах, ковчег и скрижали будут опять помещены в Святая святых.
В трактате «Сукка» описывается строение ковчега. Его крышка (капорет) сделана из чистого серебра. Толщина крышки — около 10 см. На ней расположены фигуры двух херувимов с лицами подростков. Высота каждого херувима, включая крылья, составляет метр. Все детали ковчега пронизаны глубоким смыслом. Сам ковчег символизирует мудреца, который хранит Тору в своем сердце. Херувимы — это юные ученики мудреца (Хагига 13б).
Согласно заповеди, херувимы и капорет должны быть связаны воедино, представляя собой цельный объект. В чем смысл такого требования? Разве не легче и не логичнее было бы изготовить крышку ковчега, а затем приварить к ней золотых херувимов?
Маараль из Праги дает следующее объяснение. Капорет — это не просто крышка, выполняющая технические функции. Капорет и херувимы представляют собой отдельно взятый элемент ковчега, как и сами скрижали.
Чтобы понять это объяснение, вернемся к вышеприведенной аналогии. Ковчег Завета — это мудрец, раввин, глава ешивы. Он живет Торой и владеет заложенной в ней информацией. Херувимы же символизируют ешиботников, которые должны поддерживать неразрывную связь с Торой.
Ешива не должна восприниматься как переходное звено между детской и взрослой жизнью. После создания семьи еврей должен продолжать учить Тору, а в идеале — еще и преподавать ее другим, стать инспектором ешивы, раввином, религиозным судьей, привлекать нерелигиозных людей к религии.
Поэтому в Талмуде отмечают, что крылья херувимов не были вознесены к небу. Они находились над их головами, символизируя жизнь в ореоле Торы. Еврей и Тора — это единое целое, ценность которого выше чистого золота.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина