«И сказал Йегуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?» (Ваешев 37:26) Скоро Ханука, дни света. Наши мудрецы сравнивали греческое царство с темнотой (Берешит раба 2:4). Во время праздника мы прогоняем эту духовную тьму при помощи свечей.
Давайте на минуту задумаемся: что же такое свет Хануки, и что представляет собой тьма греческого царства? Свет — это Тора, как сказано: «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет». В Талмуде приводится следующая история: когда рабби Йоханан Бен-Закай заболел, его пришли проведать ученики. Попутно они попросили у своего учителя благословение.
Рабби Йоханан ответил им: «Да будет воля Творца на то, чтобы вы ощущали боязнь Небес так же, как и боязнь людей». Ученики удивились: казалось бы, Творца надо бояться больше, чем людей! Р. Йоханан пояснил: когда человек планирует сделать что-либо нехорошее, он озирается, желая быть невидимым окружающими. Поэтому дай Б-г, чтобы мы боялись Его, как боимся других людей…
В «просвещенном» мире такое поведение давно стало нормой. Когда царь Цидкиягу увидел, как Навуходоносор поедает мясо живых кроликов, тот первым делом потребовал не рассказывать об увиденном другим. Когда одного известного профессора философии обвинили в аморальном поведении, которое противоречило проповедуемым им принципам, тот и глазом не моргнул: «Разве преподаватель геометрии должен быть треугольником, а преподаватель биологии — бактерией?»
Евреи должны вести себя по-другому. Про рабби Эльханана Вассермана, да отомстит Всевышний за его кровь, рассказывали, что он учил Тору 18 часов в сутки, а затем ровно три минуты он уделял просмотру газетных заголовков. Его ученики обратили внимание, что р. Вассерман в открытую кладет газету на стол рядом с Талмудом и пробегает по страницам.
«Уважаемый раввин, почему вы это делаете у всех на глазах?» — спросили они. Р. Эльханан Вассерман ответил: «Чтобы показать, что то, что разрешено, разрешено и на глазах у всех, а то, что запрещено, запрещено и в самой дальней комнате».
Ребе из Гура, автор книги «Имрей-эмет», отмечал, что братья хотели лишить Йосефа духовного наследия праотцов, точно так же, как были его лишены Эсав и Ишмаэль. Но Иегуда воспротивился: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?» Изначально не может быть пользы у действия, которое производится тайно!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина