«А всякая глиняная посуда, внутрь которого упадет (из нечистого) — нечиста она для вас» (11:33). Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если до нее снаружи дотронулось нечто нечистое — она остается чистой. Раби из Коцка объясняет это так: глиняный сосуд не имеет ценности сам по себе, вся его ценность в том, что у него есть внутреннее пространство, куда можно что-то поместить. А железный сосуд имеет ценность сам по себе, и поэтому становится ритуально нечистым даже в том случае, если нечистое дотронулось до него снаружи.
Человек подобен глиняному сосуду, «праху земному», и он не обладает ценностью сам по себе, если у него нет внутреннего содержания.
Когда окружающие народы видят внутреннюю духовность и честность евреев, — это прославляет имя Творца в мире, ведь мы являемся Его народом.
Этот случай произошел в Йемене много лет назад и упоминается в книге «Евреи Йемена». В то время евреи в основном зарабатывали на жизнь ювелирным делом. Среди них были известные мастера, достигшие высот в этом искусстве. Власть предержащие тоже пользовались услугами еврейских ювелиров и заказывали у них эксклюзивные работы.
Одним из ювелиров-специалистов в Йемене в те дни был раби Авраам Бадихи, который был великим знатоком Торы и вместе с тем — прекрасным ювелиром. Он прославился своим искусством по всей стране, и во дворе короля тоже были знакомы с его работой.
Настолько был знаменит этот ювелир, что когда наследник престола получил в дар очень дорогую цепочку из жемчуга, он обратился к раву Бадихи с просьбой обработать ее.
Поскольку цепочка действительно была очень дорогой, рав Бадихи опасался заниматься этой работой в своей мастерской. Он попросил принца выделить ему место во дворце, где он мог бы спокойно работать.
Наследник престола согласился, рав Бадихи прибыл во дворец и занялся ювелирной обработкой жемчужной цепочки.
Во время работы он вдруг заметил, что в углу комнаты валяется старинный большой металлический кувшин, который, как видно, лежал там уже много лет. Он был весь покрыт пылью, и никто не обращал на него внимания.
В один прекрасный день на этот кувшин что-то упало — и сердце рава Бадихи екнуло. По звуку удара он понял, что этот кувшин сделан из чистого золота!
Рав Бадихи обратился к наследнику престола и поделился с ним этим ошеломительным открытием — что кувшин золотой! Но принц только посмеялся и пренебрежительно сказал: «Можешь забрать его себе»!
Но рав Авраам не поддался соблазну и не взял себе кувшин. Он понял, что если бы принц знал об истинной цене кувшина, он бы не расстался с ним так легко.
Что сделал рав Бадихи? Он принес из дома специальную чистящую пасту, отчистил кувшин до блеска и принес его принцу. Когда тот понял, какую вещь он мог потерять, он проникся огромным уважением к еврейскому ювелиру, который не забрал себе золотой кувшин.
В то время евреи были притесняемы в Йемене и считались людьми второго сорта. Еврей не имел права сидеть выше араба, запрещено было покупать дома, пользоваться седлом и т.д.
Когда через некоторое время король умер и назначили коронацию принца, тот пригласил рава Бадихи и усадил его во главе собрания. Министры и все уважаемые люди, которые пришли на коронацию, не могли поверить своим глазам. Новый король сам преступает законы страны и сажает еврея выше арабов!
Король, заметив удивленные взгляды присутствующих, вынул золотой кувшин и начал рассказывать всем о праведности рава Бадихи, который не взял его себе, хотя имел полное право.
«Мог бы кто-то из вас поступить так же, как этот еврей?» — спросил король.
Это было великим прославлением имени Творца.
Мы можем учить из этого рассказа, что чем достойнее мы будем вести себя с другими людьми, тем больше прославим имя Всевышнего.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина