«И постигнут его многие беды и несчастья» (Ваелех, 31:17)
«Почему, почему мы должны быть как тот глупый шейх?» — спрашивал себя раби Шимон Агаси, благословенна память праведника, из Багдада.
А что за история произошла с глупым шейхом? В книге «Авотейну сипру лану» так рассказывается о порядке молитв о прощении (слихот): дело об уважаемом шейхе из отдаленной деревни, который был в своем владении, как шейх — в Багдаде. Его жены были у него за рабынь, его дети прислуживали ему, а слуги работали в полях и пасли скот. Однажды послал правитель деревни извещение, что приближается время уплаты налогов царю. Засмеялся деревенщина смехом великим: «Кто такой царь? Он живет в столице, а здесь я царь, я всемогущий правитель в моем шатре и моем имении! Пусть у царя будет царская казна, а я буду хранить мои деньги для себя».
Сказал ему его сосед: «Не восставай против властей. Велик царь, и есть у него огромная сила, бесчисленны полки в его армии!»
Засмеялся шейх и сказал: «Ерунда. Пустыня — наше царство, никто не может пройти по ней!»
Приблизилось время выплат, и все поспешили оплатить долги. Только шейх отказывался сделать это.
Прошло время выплат, и ничего не случилось. Насмешничал шейх над всеми своими соседями и знакомыми. «Вы видите, кто прав, как вы были глупы, что заплатили налог. Какая связь между вами и царем с его налогами?!»
Смутились они, пожали плечами. Кто знает, может он прав, может они поторопились…
Прошла неделя, две, и появился в деревне полк солдат. Они получили от правителя список налогоплательщиков и имя уклоняющегося. Направились они к его шатру. Приказали привести его и опозорили перед женами и детьми, а потом распорядились накрыть стол для трапезы. Зарезал он овцу и стал обслуживать их, как раб. Они приказали ему накормить и напоить его лошадей, а в шатре его принялись распоряжаться, как в своем доме. Брали, что хотели, топтали, уничтожали, обижали, били, и не ушли прежде, чем он отдал им все деньги. Налог вместе со штрафом…
Покачивали головами жители деревни: что пользы от его хвастовства? Штрафа не избежал, и больше того, унизили его до земли, оскорбили немилосердно, и даже ограбили, и стал он посмешищем.
Мораль: что Ашем требует от нас? Чтобы страшились Его, и если согрешили, вернулись к тшуве в дни раскаяния. Проворно уплатили свои долги и были удостоены на суде доброго года. Но есть такие, кто всячески изворачиваются. «Что нам до царя», — говорят они, — Он на небесах, а мы сами управляем здесь своей судьбой».
И тогда, да смилуется Г-сподь, приходят Его посланцы. «И болезни многочисленные и верные», злые. Приходят, чтобы взыскать долг, возвратить нас к тшуве.
И нет спасения, нет выбора — в конце концов, мы должны вернуться, по-хорошему или по — плохому. Это разъяснено в Торе, в главе упреков. И также мы читаем в Торе: «И разгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и скрою Лицо Мое от них, и будет он отдан на растерзанье, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: “не потому ли, что нет Б-га среди нас, постигли меня беды эти?”
Зачем же ждать, почему не заплатить сразу, возвратиться в срок и сократить страдания и боли?
Вернемся к тому шейху. Что было, то было, осталась горькая и жгучая память. Прошел год, и правитель снова послал предупреждение: приближается время уплаты налогов. Кто первый будет платить? Разумеется, тот шейх!
Но что сказать, если он и в этот раз отмахнется от предупреждения? Если и теперь скажет: “Что мне до царя, он царь в столице, а я царь в своем имении”.
Пожмем плечами: “Того, у кого нет знания, запрещено жалеть”.
А разве мы не похожи на того шейха? Медлим сделать тшуву, а год проходит. Смерть на дорогах, больницы переполнены, дорогое пропитание, безработица — нас бьют со всех сторон, а сейчас снова пришел срок уплаты. Давайте же, поторопимся и вернемся к тшуве, и колесо судьбы повернется к лучшему. (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.