«Ибо по образу Б-га сделал Он человека» (Ноах, 9:6)
Святая книга «Зоар» говорит об одной основе божественного управления: наши дела внизу воздействую вверху (Зоар, 3—92:1). И нельзя сравнить их: «Откройте Мне вход с игольное ушко, и Я открою вам вход, как вход в зал» — но все зависит от наших дел.
Пример, на что это похоже. Сказал гаон, раби Элияу Мани, благословенна память праведника, рав Хеврона (Предисловие к книге «Сиах Ицхак») — это похоже на чудесные, огромные стенные часы, сделанные мастером, со встроенной сложной музыкой, в которых удивительно подогнаны зубцы колесиков и пружинок. Все восторгаются их красотой, точностью, приятным звуком, но эти чудесные часы не ходят — стрелки стоят на месте, колесики отдыхают, пока не придет человек и не вставит ключ в отверстие и не повернет его так, что пружинка натянется. Тогда часы оживут.
Мы можем удивляться, но это так: любые дорогие и сложные часы ходят, только при посредстве простого ключа, стоящего грош, и поворота руки!
Это тайна написанного: «Ибо по образу Б-га сделал человека». Его дела подобны повороту ключа, приводящего в действие весь мир. А в основе: «Праведник — основа мира». Благодаря ему действуют все миры. Их действия, и исправления, как и порча, халила, зависят от человека, от его дел!
Это происходит и в материальном, и в духовном. У нас нет понятия о воздействии заповедей на человека и его душу. «Все зависит от малого дела человека внизу, на земле».
Саба из Кельма, благословенна память праведника, (Ор Рашаз, 18) вдумывался в Творение и обнаружил принцип порядка в нем: на первый взгляд, кажется, что порядок в мире плох и порочен: холод и мороз, жара и зной, дикие травы и испорченные дороги. Но на самом деле есть в нем все нужное для хорошей и счастливой жизни. Нужно лишь мудро и талантливо воспользоваться сырьем: проложить дороги, разровнять почву, построить дома и отопить их. Сделать мебель и посуду, соткать ткани и сшить хорошую и теплую одежду.
В итоге: без исправления и труда мир очень плох. Но если его исправляют и трудятся в нем, он очень хорош.. Вспахивают и сеют, жнут и мелют, месят и пекут. Сажают и собирают, стригут шерсть и вяжут — тогда созидание мира радостно и приятно.
Но почему Творец создал мир в таком виде. Почему земля не выращивает булки, а виноградники не дают готового вина. Дороги не проложены, квартиры не приготовлены, и даже нет готовых музыкальных инструментов. Но это все для того, чтобы извлечь урок для духовности. Без труда будет плохо и горько, но если использовать сырье, которое есть в природе человека, все встанет на свое место, и по труду — плата.
Но почему по «труду плата», спросил Магад из Дубны, благословенна память праведника (Ериот а-оель, Шофтим), и ответил на это меткой притчей.
Аристократ вышел прогуляться на просторы полей и по тропинкам виноградников, отдохнуть от многих забот и хлопот. Вдруг он остановился, склонил голову и прислушался. Его сердце потянулось за приятными и волнующими трелями соловья.
Поклонился ему крестьянин: «Господин хочет эту певчую птичку?»
«Всем сердцем, — взволнованно ответил аристократ. — Кому она принадлежит?»
«Она в моем дворе. Значит она моя. Сколько господин заплатит за нее?»
«Сто золотых!» — сказал аристократ. Большие деньги.
Глаза крестьянина сверкнули алчностью: «Сто пятьдесят!»
«Двести, — удивил его аристократ. — Но прежде я хочу увидеть его в твоих руках! Ведь сейчас он сидит на ветке и не принадлежит ни тебе, ни мне».
Пока он говорил, птица умолкла, распустила крылья и улетела…
«Жаль, — сказал крестьянин, — я упустил двести золотых»…
«Ты не потерял ни гроша, — ответил ему аристократ, — ведь у тебя не было птицы для продажи»…
Перейдем к нашему вопросу. Тот, кто исполняет заповедь, прикладывая для этого усилия, трудясь над изучением Торы и улучшением своих качеств, прокладывает дорогу веры и упования, таким образом превращая их в «свои», в приобретение души, часть своей личности, и достоин получить за это большое вознаграждение.
По труду приобретение и плата! (Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина