«Встань, иди с нами» (Балак, 22:20)
Жил в Иерушалаиме праведник, гаон, раби Моше Аарон Штерн, благословенна память праведника, машгиах из ешивы «Каменец». Когда ему было восемь лет, заболел он тяжелой болезнью. Его отец водил его по хорошим врачам, обращался к равам, читал за него «Теилим», а в конце концов сказал ему: «смотри, все хлопочут о твоем выздоровлении. Кроме — тебя»…
Спросил ребенок: «А что я должен сделать?» Ответил отец: «Прими на себя какую-нибудь обязанность, которую будешь исполнять, когда оправишься от болезни».
Согласился ребенок и спросил: «Какую, например?»
Предложил отец: «Возьми на себя обязательство, что если выздоровеешь, будешь всегда молиться в миньяне».
Пообещал мальчик, и выздоровел.
Исполнял он свое обещание, и вырос в изучении Торы и богобоязненности. Как уже было сказано, он был машгиахом в ешиве. Ешива выросла и стала мала, чтобы вместить с себя всех желающих. Тогда было решено построить еще одно здание, и машгиаха попросили поехать в Америку для сбора пожертвований. Согласился он и обратился в билетную кассу. Он поинтересовался, есть ли миньян в самолете…
Сказали ему: «Раби, здесь билетная касса, а не организация для молитв… В большинстве случаев есть миньян, но никто не может пообещать этого. Когда погода неустойчива, пассажиры обязаны остаться на месте. Иногда, практически, нет миньяна».
Если так, он не может ехать. Сказали ему: «Мы можем предложить вам транзитный рейс с остановкой в Амстердаме. На рассвете»
Он подумал и решил, что у него будет время, чтобы успеть к миньяну и вернуться. Он выбрал этот вариант.
Самолет приземлился в Амстердаме, и у него было в запасе около двух часов. Он взял талит и тфилин и вышел из аэропорта в Амстердам. Он стоял и ждал машину…
Вдруг одна машина остановилась, и водитель спросил: «Куда раву нужно?»
«Я ищу миньян для утренней молитвы»
«Пусть рав садится в машину», — пригласил водитель. Выяснилось, что он еврей, живущий за городом, и каждое утро едет в город молиться, а затем на работу.
Через несколько минут они оказались на окраине города, остановились в каком-то переулке. Водитель указал раву на дверь квартиры, находящейся на нижнем этаже, и они вошли в маленькую квартиру. Там было восемь евреев, ожидавшихся, когда соберется миньян…
Он помолился в миньяне, а после молитвы водитель отвез его обратно в аэропорт.
Когда машгиах ешивы «Каменец» рассказывал эту историю, его глаза сверкали. Он сказал: «Восемь человек встали рано утром и пошили молиться в миньян. Девятый должен был подъехать из соседнего поселения, как это было каждый день. А откуда пришел бы десятый? Привели к ним еврея из Исраэля, летевшего в Америку»…
Ибо по пути, которому человек хочет идти, ведут его».
Этот принцип учит Гмара (Трактат Макот, 10) из нашей главы, от Билама сына Беора. Творец благословенный не хотел, чтобы он шел в Мидьян проклинать Исраэль. Сказал ему: «Не ходи с ними» (Бамидбар, 22:34). Но когда страстно возжелал, сказал: «Встань, иди с ними (Бамидбар, 22:20).
Ангел милосердия пытался остановить его, и поставил на дороге препятствия. Но Билам сказал ему: “А сейчас, если это плохо в глазах твоих (как будто не знал, что это так), я вернусь” (Бамидбар, 22:34). Но сказал ему ангел: “Иди с этими людьми”.
Ибо “по пути, которому человек хочет идти, ведут его”. Для добра или для зла. Машгиаха из “Каменец” для молитвы и заслуг, а Билама навстречу уничтожению.
О чем говорят эти слова? Во время “большого отпуска” постоянные места учебы сотен тысяч подростков отдыхают, и каждый из них строит для себя свои рамки. Приближается и время “каникул” и сезон отпусков. Многие меняют привычную жизнь и едут в различные места отдыха. И как благословенна привычная жизнь, так благословенна поездка на отдых. Только бы не менялись хорошие привычки и положительные ограды. Касается ли это оград скромности, оград одежды и сдержанного поведения, оград еды и отличного кашрута, оград молитвы в миньяне, упорядоченной учебы и т.д. Ясно, что в период перемен действует правило: “нет мира у выходящего и входящего”, у того, кто переходит от одних рамок к другим (Трактат Хагига, 10). Но нужно помнить еще одно правило: по пути, которому человек хочет идти, ведут его. Если он тверд в своем решении соблюдать свои ограды — соблюдать в любом случае, ему помогут свыше. (Мааян ашавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону