Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иссахар и Звулун в одном теле

«И вот устройство меноры: из цельного слитка золота выкована она до самого основания ее» (Беаалотхо, 8:4)

Около двухсот лет назад умер в Вене министр, раби Шимшон Вартгаймер, благословенно его память, богатый банкир, поддерживающий Тору. Спустя недолгое время после этого сказал святой раби Хаим из Цанза, благословенна память праведника, своим хасидам: давайте, расскажу вам, что случилось с еврейским министром из Вены.

Удивились все, а праведник начал рассказывать. Когда он поднялся вверх, стали требовать от него отчет за прожитую жизнь. Сказал он: «У менял был постоянный распорядок дня. Утром я вставал и шел на молитву, а затем возвращался домой на завтрак. После этого я пил кофе, выкуривал сигару и переходил к чтению газет. Человек моего положения должен быть в курсе новостей. Я читал благословение после еды и шел в банк до обеда. Потом я возвращался домой к обеденной трапезе, ел, благословлял и шел отдыхать. Когда я вставал, приходили ко мне за пожертвованием из синагог и ешив, излагали свои просьбы и получали от меня пожертвования. После этого я шел в синагогу на молитву “минха”, урок Торы и вечернюю молитву. После молитвы у меня был еще один урок, ужин и игра в шахматы, чтобы снять дневное напряжение. Потом чтение молитвы перед сном (Кирьчт Шма), кровать и сон. Таким был мой распорядок дня».

Пришли два белоснежных ангела, чтобы отвести его на определенное ему место, а за ним перед судом предстал его товарищ, умерший в тот же день. Вначале он боялся и дрожал перед страшным судом, ибо не соблюдал заповеди. Но, услышав слова товарища перед ним, успокоился. Когда попросили его дать отчет, он провозгласил: «У меня тоже был постоянный распорядок дня, почти такой же, как у того, кто был передо мной. Можно сказать, что три четверти дня были такими же: я тоже вставал после сна, но шел не в синагогу, а завтракать, а на десерт пил кофе и выкуривал сигару, как он, но не благословлял. Потом шел в банк и возвращался домой к обеду. Как он. И опять, не благословлял, а шел отдыхать. Как он. Я не принимал просителей пожертвований, а шел в клуб моих друзей, возвращался, как он, к ужину, играл в шахматы и ложился спать».

Ни Торы, ни молитвы, ни добрых дел, ни поддержки Торы. И Суд постановил: Геином (ад)».

Возмутился тот: «Как же так, Ган Эден (рай) присудили моему товарищу только за молитву, учебу и добрые дела?»

«Сказали ему: “Нет, он получил вознаграждение за двадцать четыре часа в сутки”.

Возразил тот: “Разве не были двадцать четыре часа одинаковыми у меня и у него, почему я не получаю за них вознаграждение?”

Ответили ему: пример, на что это похоже? На торговца, купившего сено у крестьянина, мешки сена, перемешанного с мякиной, соломой и землей. Так крестьянин решил продавать сено и получал за это соответствующую плату. Но если бы пришел человек и хотел бы продать только мякину, а запросил бы за нее половину цены, разве не посмеялись бы над ним».

А объяснение такое: «Это закон для случая: когда есть партнерство Иссахара и Звулуна, учащего Тору и торговца, поддерживающего его, что позволяет ему учиться. Может человек быть “Иссахарам и Звулуном” одновременно, в то время, как он работает для заработка, чтобы вести еврейский образ жизни, воспитывать детей согласно Торе, отводить время Торе и участвовать в делах милосердия. Такой человек превращает часы работы и даже часы отдыха в заповедь, и получает за них вознаграждение!»

Чудесный рассказ, а урок его так точен и так обязывает. И есть намек в Торе, в начале нашей главы: «И вот устройство меноры: из цельного слитка золота выкована она до самого основания ее, до цветков ее… по образу, который показал Ашем Моше, так сделал он менору». И объясняет Хафец Хаим, благословенна память праведника: чистая менора намекает на Тору, «Тора свет». Чистое масло намекает на чистую мудрость (Трактат Минхот, 85), а шары и цветки намекают на детали законов, все «по образу, который показал Ашем Моше», все дано Моше на Синае. Но есть и новшество: «основание ее», и ствол ее намекают на заработок, позволяющий учить Тору — это цельный слиток, единое целое с самой менорой, он тоже из чистого золота! Ибо когда его цель быть основанием для святой Торы — за него тоже получают вознаграждение! (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.