» То, что повелел Ашем, делайте, и явится вам Слава Ашема» (Ваикра, 9:6)
Когда распространилось злонамеренное просветительство, и проникший яд охладил сердца и ослабил руки, стали пренебрегать заповедями и нарушать их, говоря, что главное — сердце. Сказал на это Хафец Хаим: «Это не ново, есть особое злое начало у этих доводов».
Удивились его словам, где находится такое злое начало. Где источник этих слов?
Ответил Хафец Хаим: при повелении строительства шатра откровения просили принести пожертвования, объявив, что таким образом будет присутствовать в нем Шхина: «И сделают Мне святилище, и буду обитать среди них». Принесли люди пожертвования от сердца, шатер откровения был построен, и вот, они собрались, ожидая обещанного присутствия Шхины.
А Шхины нет.
Все были разочарованы, а Моше рабейну сказал: «То, что повелел Ашем, делайте, и явится вам Слава Ашема» И сказали наши мудрецы в Торе коэнов: сказал Моше Исраэлю — то злое начало уберите из ваших сердец, и будете все вы едины, чтобы служить перед В-здесущим… если сделаете это, явится вам Слава Ашема»
О чем здесь говорится. Кто такой «то злое начало», которое должны были убрать из сердца.
Дело в том, что все полагали, что для присутствия Шхины достаточно намерения сердца. Сообщил Моше рабейну про особое злое начало. «Это злое начало уберите из ваших сердец». Но «То, что повелел Ашем, делайте», нужна деятельность именно руками, только тогда «явится вам Слава Ашема» (Маим хаим).
Про тех, кто думает, что достаточно намерения сердца, без учебы заповедей и их исполнения, приводил Хафец Хаим притчу.
Полиция арестовала человека, переодевшегося генералом, и передала его в суд.
Спросили его: «Почему ты нарядился генералом?»
Он был оскорблен: «Потому что я генерал!»
Спросили судьи: «Ты служил в армии, участвовал в боях?»
«Нет», — последовал ответ.
Продолжили его спрашивать: «Ты учил науку войны, знаешь армейские подразделения и чины, знаком с оружием и средствами ведения боя?»
И снова он признался: «Нет».
«А если так, чем же ты генерал?»
«Мундиром!» — ответил он надменно…
Все улыбнулись, кроме него. И понятно, что он не только стал объектом насмешек, но и был наказан за то, что надел мундир, вводящий в заблуждение.
И отсюда следует, что претендующий быть «евреем в сердце», не зная законов и не исполняя их, похож на ряженого «генерала», и наказание его уже определено…
И еще сказал Хафец Хаим: «Обычно говорят о злодеях Исраэля, не верящих в Тору и заповеди, что они — “светские евреи”. Что они — светские, я понимаю, но чем они евреи?»… (Хафец Хаим а-хадаш, Нидхей Исраэль)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина