«И буду носить вас на орлиных крыльях» (Итро, 19:4)
Сегодня, завтра, в наши дни придет Машиах. Мы стоим и удивляемся: к кому придет, к нам?! Ведь мы базируемся на куче грязи, многие из нашего народа далеки от соблюдения заповедей. Поражены насилием и нескромностью, раздорами и завистью, страстью к почету и т.д. К этому поколению придет Избавление, ему откроется Машиах?!
Удивлению к месту, но написанное уже ответило на это: «Как в дни выхода твоего из Египта увидим мы чудеса» (Миха, 7:15). Разве в Египте мы не были погружены в сорок девять ворот нечистоты? Разве Мера суда не обвиняла нас, говоря: «Какая разница между этими и этими, эти идолопоклонники и эти, эти развратники и эти, эти убийцы и эти»?! Все эти явления знакомы. И вдруг открылся им Царь над царями царей и избавил их, и вышли из тьмы к большому свету. Из пропасти сорока девяти ворот нечистоты — к состоянию у горы Синай, где все, от мала до велика, удостоились пророчества: «Лицом к лицу говорил Ашем с вами, на горе, из огня» (Дварим, 5:4).
В самом деле, как это происходит? Как целый народ сразу поднялся и очистился? До того, что «И буду носить вас на орлиных крыльях, и принесу вас к Себе»?!
Святой Альших, благословенна память праведника, отвечает на это притчей. Притча об отце, любящего своего сына, заключенного в тюрьму, измученного и голодного. Стоял отец около стены с едой в руках, слушая крики и стоны своего сына, но не мог помочь. Вдруг началось землетрясение, стена рухнула, и все изменилось. Отец встретился с сыном лицом к лицу. Побежал сын и обнял отца, а отец дал ему приготовленные для него лакомства.
В нашем сегодняшнем положении разделяет «стена», духовная преграда, нас и нашего Творца. Преграда, которую мы выстроили сами: «Ибо грехи ваши разделяют вас и Б-га вашего» (Ишаяу, 59:2). Но за этой стеной коренится в нас чистая еврейская душа, связанная с Ним и уповающая на Него (Трактат Брахот, 17). «Открыто и известно Тебе, что наше желание — исполнять Твое желание, а если кто-то медлит, то это происходит из-за злого начала, поработившего царства». И когда на горе Синай «прекратилась их загрязненность», упала стена и сразу же они стали достойны пророчества.
И так будет сегодня, завтра, когда Машиах придет. Его шофар разрушит стену, как была разрушена стена в Иерихо от трубления в шофар, и тогда мы ощутим нашу сущность, наше внутренне содержание: «Влеки меня, за тобой побежим мы. Привел меня царь в покои свои, веселиться и радоваться будем тебе» (Шир аширим, 1:4) (Мааян ашавуа).
«Теперь узнал я, что более велик Ашем, чем все божества: поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас» (Итро, 18:11)
Перед второй мировой войной жил в Европе один еврей, имя которого Йосеф Бранфельд. К его великому горю умерла его жена еще молодой, оставив ему пятерых малых детей. Не нужно обладать большим воображением, чтобы понять, какая огромная беда постигла реб Йосефа, и какие многочисленные трудности ожидали его.
У этого реб Йосефа было много заслуг, защищавших его, и только так можно понять то, что случилось с ним вскоре после смерти жены.
В соседнем городе жила молодая девушка из богатой семьи по имени Рейзл Либерман. Все ее подруги восхваляли ее хорошие качества и богобоязненность, и говорили, что во всем ей сопутствует успех. И родословная ее происходила от автора книги «Хатам Софер» и раби Акивы Эйгера.
Услышала девушка о беде, постигшей реб Йосефа Бранфельда, и его горе тронуло ее сердце. Она согласилась выйти за него замуж и взять на себя тяжелое бремя воспитания пяти малых сирот. Некоторые члены ее семьи пытались отговорить девушку от этого слишком тяжелого испытания, кто знает, сможет ли она устоять, но она отвергла все уговоры и вышла замуж за вдовца реб Йосефа.
Невозможно представить себе самопожертвование молодой и преуспевающей девушки, к которой сватались самые лучшие молодые люди, а она вышла замуж за реб Йосефа, чтобы вместе нести тяжелое бремя. Еще четверо детей родились у реб Йосефа Бранфельда от второй жены, и она преданно и верно растила девятерых детей.
Началась вторая мировая война с бедами и страданиями для народа Исраэля. Реб Йосеф, обладавший особо чувствительным сердцем, заболел, и через некоторое время умер. Рейзл осталась одна с девятью сиротами, и кто может представить ее горе и скорбь. Но несмотря на все беды, постигшие ее, продолжала вдова уповать на Б-га, что не оставит ее с час беды, и как она пожертвовала своей жизнью, чтобы спасти мужа из беды, так спасли ее теперь Небеса, и хранили, чтобы могла продержаться.
Первое спасение пришло к ней в виде избавления от нацистского ужаса, когда она сумела уехать в Эрец Исраэль. Но это было только первое спасение.
Вскоре после того, как она приехала в Эрец Исраэль, слух о ее добрых делах дошел до гаона из Тшибина, благословенна память праведника, богобоязненного знатока Торы, и он решил на ней жениться. Так стала Рейзл женой одного из глав поколения, и была замужем за ним в течение семнадцати лет, вплоть до его кончины.
Большого почета удостоилась она в эти семнадцать добрых лет, принимая в своем доме всех глав Исраэля и равов, приходивших к ее великому мужу.
Закон Ашема благословенного «мера за меру» выразился здесь в совершенной форме. Она хотела облегчить страдания реб Йосефа Бранфельда после смерти его первой жены, и удостоили ее с Небес заслуги, которой удостаивается не каждая женщина — глава поколения женился на ней, чтобы облегчить ее страдания.
Закон «мера за меру» выражается чудесным образом в нашей главе, в которой сказано: «Теперь узнал я, что более велик Ашем, чем все божества: поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас», и на Итро произвело сильное впечатление то, что как египтяне хотели уничтожить народ Исраэля в воде, так их самих судили водой.
А объяснение такое: у каждой вещи есть сила нечистоты, сила и влияние запутать человека, чтобы не восторгался деяниями Ашема и не усилился в вере. Но когда видят египетские казни, которые совершались в соответствии с законом «мера за меру», это ощутимо раскрывает высшее управление. Руку Провидения над всеми творениями, и это невозможно отрицать. (Бархи нафши)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону