Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Школа, Ита Минкина
Прошу вашего совета. Мои дети учатся в светских школах и саду. Я хочу, чтобы в Рош аШана и в Йом-Кипур они не ходили в школу/сад. Сегодня обсуждаем со старшим сыном: если я говорю, что дети не приходят из-за насморка и т. д., то я вру — а это не есть хорошо, особенно, в ситуации с праздниками.
В школе я сказала «по религиозным соображениям» в прошлом году, и было много негатива. И мой сын говорит: если мы никуда не идем и сидим дома и не справляем, то, может, не надо выходного? N.
Дорогая N.,
Если такое объяснение, как «насморк» и т. п., будет принято в школе благосклонно, то надо именно им и воспользоваться — и десятого сентября, и в Йом-Кипур. А если мальчики возразят, что это ведь неправда, то можно ответить им: правда — это то, что хочет Б-г. Например, Б-г, конечно, не хотел бы, чтобы кто-то «резал правду-матку» в глаза ближнему, оскорбляя этого ближнего... (С «правдой» есть разные ситуации, и каждую важно хорошо обдумывать).
На уроке по книге «Месилат Йешарим» рабанит Хава Куперман сказала, что в нашем мире (после разрушения Храма) стремятся не к абсолютной Правде, а к Прямоте («йошер»). Слово «йашар» («прямо») можно перевести и как «правильно», «хорошо», «полезно». И это правильно, хорошо и полезно, чтобы еврейские мальчики в еврейские праздники были дома, а не в школе, где ничего полезного для души в эти дни не получат. Даже если вы дома не справляете, а только съедите ужин с яблоками и медом.
Во время войны президент Всемирного еврейского конгресса (World Jewish Congress) отказался оплатить из кассы фонда изготовление фальшивых паспортов для евреев Венгрии, аргументируя это тем, что использование таких паспортов является обманом, а «ни он, ни его супруга никогда не сказали ни одного лживого слова и не собираются этого делать». Как видите, не всегда «правда» — это Правда… Не всегда то, что правдиво, это хорошо и правильно — «йашар»...
Желаю Вам и детям хорошего сладкого года, здоровья, благополучия, сил и всех благословений.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина