Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Кружки, Подростковый период, Самооценка
Уважаемые консультанты! У меня вопрос по поводу старшего сына. Мы баалей тшува и относимся к еврейству очень серьёзно. Старшему сыну 12 лет. В прошлом году я отправила его в еврейскую баскетбольную секцию. Он туда проходил год. Все это было очень для нас сложно. Тренер не профессионал, мог обидеть или посмеяться над мальчиками. Возить нужно было и т. д. Но все это открыло ящик Пандоры. Мы давали ему, не часто, правда, посмотреть игры в баскетбол. Он начал ходить в парк поиграть в баскетбол с не самыми лучшими ребятами. И под конец он начал собирать баскетбольные карточки.
Последнюю высоту он взял, когда ему нужно было сделать прививки. Он их очень боялся и готов был сделать, если я установлю в телефоне баскетбольную компьютерную игру и он в неё поиграет. Я согласилась. Потом он играл уже на бабушкином телефоне, и по этому поводу бабушка получила серьёзный выговор. Все эти вещи приняты в его школе и, в частности, в его классе. Сейчас у наших детей нет вообще доступа к интернету и компьютерам. Из лиги мы его забрали. Но карточки силой я же не заберу. Так он часами смотрит на эти, так сказать, лица. В классе у всех детей есть если не свой, то доступ к семейному компу. Многие играют в комп игры. Многие следят за баскетбольными командами. Некоторые собирают карточки.
Он пригласил друга, и реально им не о чем было говорить, только об этих супер-баскетболистах. Вся его social communication и положение в классе основаны на его спортивности. Он способный, хороший ученик. Но учёба перестала его занимать. Он халтурит ужасно. Хорошо, за последний год я его привела в чувство по поводу брохес (благословений) и молитвы. Это его и раньше не очень интересовало. Тут, наверное, не было силы привычки. Моё упущение. Учителя хвалили, так я не замечала. Не могу понять, как из его четырёх учителей никто его увлекает.
Вообще он мне сказал, что для того, чтобы быть популярным в классе, он должен не интересоваться учёбой. У них есть серьёзные мальчики тоже, которые хорошо учатся и по странному совпадению имеют меньше доступа к интернету. Но он с ними не дружит. Или они с ним? Сама по себе школа очень хорошая, хорошие учителя, прекрасный директор. Но дети приходят из разных семей. Я думала про другую школу, но финансово это невозможно, да и учение Хабад очень важно для нас. Кроме того, в этих школах смеются над детьми хабадников. В нашей школе дети довольно воспитанные, и у них есть аhават Исраэль (любовь ко всему еврейскому народу).
Вопрос — что с ним делать?? Он идёт по религиозной части. Денег у нас нет. Связей тоже. Для того, чтобы преуспеть, ему нужно учиться, показывать себя с хорошей стороны. Да и, вообще, где тепло к идишкайту (ко всему еврейскому)? Один из учителей сказал, что у него самоуважение немного хромает.
Ну вот, я его послала волонтёром работать с особенными детьми. Организация хабадская, и все поставлено на профессиональную основу. Ему дают задачу по возрасту. Но это раз в неделю. А так ему постоянно скучно, особенно в школе. Сейчас я ему сказала, что он должен отработать 20 часов помощи по дому, чтобы получить возможность купить баскетбольные карточки для коллекции. Но ему в лом. Он отработал 1.5 часа за две недели. Не верит в успех. Ему тяжело взять на себя что-то долгосрочное. Он начинает нервничать и потом как бы больше этим не интересуется. Не знаю, какой линии придерживаться. Не собираюсь сдаваться, но как плодотворно противостоять давлению со стороны сверстников, не знаю. Иногда моему сыну легче соврать, чем со мной разбираться. В общем, нужен совет. N.Как
Уважаемая N.,
Вы на меня не обижайтесь, но, читая Ваше письмо, я подумала, что я бы, наверное, тоже соврала. То есть, я хочу сказать: та серьезность, которой Вы требуете от двенадцатилетнего мальчика — должен ставить цели, добиваться этих целей, стремиться развиваться в религиозном плане, — вполне может быть Вашему сыну еще не по силам и не по возрасту. А он чувствует Ваше недовольство и стремится укрыться от него. А иногда — и ценой лжи. Мальчик находится в компании, где его поведение абсолютно легитимно. Учителя им довольны, ему хочется быть любимым товарищами. А бОльшая часть его компании — тоже дети, для которых спорт — это центр жизни. Требовать на этом фоне, чтобы мальчик был исключением из правил, — нечестно по отношению к нему, и он рискует еще больше потерять уверенность в себе.
Кроме того, то, что он теперь не занимается в спортивной секции, приводит к тому, что мечты о баскетболе (вместо физических упражнений) становятся центром жизни, баскетбол — предел мечтаний. Если Вы хотите, чтобы, оставаясь в той школе, где он учится, он бы приобрел более высокие стандарты, нужно положительно относиться к мельчайшему достижению в этой области и премировать и поощрять его даже за полтора часа домашних работ. (Извините, «должен отработать 20 часов» — похоже на наказание за какое-то мелкое уголовное преступление. Или как когда-то было принято в суворовских училищах: опоздал — чисть картошку или драй полы).
Советую совершенно изменить подход — начать, со своей стороны, проявлять хотя бы минимальный интерес к спорту, чтобы у Вас была с ним тема для разговора. Вероятно, стоит вернуть его в спортивную секцию. А параллельно подыскать, чем интересным Вы можете развлечь его. И постарайтесь, чтобы это включало в себя религиозные элементы. В свое время ХАБАД в Израиле организовал для детей «Армию Всевышнего», где те, кому военные представлялись вершиной человеческого развития, могли некими религиозными «подвигами» типа учебы, молитвы и т.д., заработать воинский чин в этой «Армии». Вероятно, можно сделать то же самое и с баскетболом. Поход на молитву будет считаться заброшенным в сетку мячом. И т. д.
Возможно, Вам кажется, что я принижаю религиозные ценности. На самом деле я предлагаю понять слова царя Шломо: ханох лэ-наар аль-пи дарко — «Воспитывай ребенка его путем (в соответствии с его природой), тогда, даже состарившись, не свернет он с него» (Мишлей 22:6). Когда Вы с ним разговариваете о высоких идеалах, а он думает о баскетболе, то Вы с ним идете по двум параллельным путям и не находите точки пересечения. А я предлагаю срочно заняться ее поиском, т.к. мальчик приближается к подростковому возрасту, и, если, не дай Б-г, Вы его отдалите своим отношением, то добиться того, что Вы хотите, еще через пару лет будет гораздо труднее, а может, и почти невозможно. Поэтому приложите все свои родительские усилия не к тому, чтобы бороться против увлечений сына, а к тому, чтобы найти, как их правильно использовать для его воспитания.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону