Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Любовь к ребенку
Добрый день! Гмар хатима това! Вопрос раббанит Ципоре Харитан.
Дорогая раббанит Ципора, очень хочу посоветоваться с Вами по поводу нашего первого и долгожданного малыша. Нашему мальчику 3 месяца (с Б-жьей помощью появился, в том числе, после Ваших добрых пожеланий). Хотела бы спросить — что самое нужное и самое важное для него сейчас? Я слышала, что важно дарить как можно больше любви и ставить границы (график, постоянные «ритуалы» перед сном).
Вот что касается любви — также прошу Вашего совета. Как его не «перелюбить»? Я уже даже с опасением ожидаю времен «свекрови», т.к. понимаю, что чувства к нему просто переливаются через край! Я могу непрерывно просто быть с ним рядом, смотреть на него, улыбаться с ним! Как не повредить ему такими бурными эмоциями? Возможно, что они сгладятся и выровняются после (беэзрат Ашем) появления других малышей?
И еще: может быть, есть какие-то «патенты» по тому, как приучать деток к «еврейским» вещам? Мы с ним говорим Шма утром и перед сном и пр. Стоит «с ним» читать Техилим или «разбирать» недельную главу, чтобы он к этому своеобразно привыкал? Или он пока маленький, и надо дать ему дорасти до всего этого, не «грузя»? Стоит ему что-то рассказывать, объяснять сейчас (я понимаю, что он еще сам не говорит), но вдруг это надо, чтобы что-то отложилось)?
Извините за кривовато поставленный вопрос. Просто это первый ребенок, с которым я так близко и тесно общаюсь).
Еще вопрос: стоит ли пробовать его оставлять с кем-то, кроме меня и мужа, чтобы он привыкал к другим людям? У нас часто бывают гости, он нормально реагирует на незнакомых людей. Но пробовать ли именно «оставлять»? Или не экспериментировать над ребенком и, пока есть возможность, быть с ним максимально самой? Большое Вам заранее спасибо!
И.
Уважаемая И.,
Очень приятно читать Ваше письмо и ощущать поток Вашей любви к ребёнку. Не беспокойтесь испортить ребёнка избытком любви. Бойтесь баловать. Объясню примером. Когда ребёнок плачет и Вас зовёт, прижмите его к себе, целуйте, говорите ему все те ласковые слова, которые Вам хочется, и дайте ему ощущение, что Вы полностью с ним. Но когда он занимает себя сам, не мешайте ему, не берите на руки, а дайте ему понять и почувствовать, что Вы уважаете его самостоятельность (даже в три месяца). В этом и разница между любовью и разбаловыванием. Любовь доставляет удовольствие ребёнку, а балование — маме. И поэтому оно бывает лишним и портит способность ребёнка к самостоятельности.
Теперь к вопросу о еврейском воспитании. Сделайте ребёнка естественным участником Ваших религиозных занятий. Т.е., например, если он не спит и вы делаете кидуш в субботу или поёте змирот, поставьте коляску, а потом стульчик возле себя. Когда зажигают свечи и он не спит, покажите их ребёнку и скажите «шабат», или «Ханука». Занесите в сукку, пусть посмотрит на украшения. Но нет никакой нужды специально обучать его тому, что он в этом возрасте ещё не способен воспринимать. Можно сказать, что в первые годы религиозное воспитание должно доставлять удовольствие, и ещё рано вводить какие-то ограничения или навязывать ребёнку занятия, которые ему неинтересны. Как известно, возраст, в котором начинают приучать к систематическому выполнению мицвот, это три года, а до тех пор считаются со степенью желания ребёнка.
Желаю видеть от него много радости и вырастить его хорошим евреем, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону