Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Любовь, Ита Минкина
Здравствуйте. А подскажите, пожалуйста, где и что можно почитать о том, как рассказывать ребёнку о Всевышнем. С какого возраста? Сейчас моему сыну годик, и я уже готовлюсь к его вопросам. Спасибо большое за Ваш ответ!
Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос!
От года и старше вера во Всевышнего воспитывается так:
· «Спасибо, Ашем, за то, что Ты дал нашему мальчику такие хорошие игрушки, что сегодня такой приятный день, что светит солнышко, что у нас такой хороший мальчик, что у нас есть такие вкусные яблоки, что Ты дал маме сил помыть всю посуду, что у мамы получился такой вкусный торт». Маленькие дети быстро понимают, что взрослые говорят друг другу спасибо за конкретные вещи. Есть динамика благодарности. И тут мама говорит спасибо Кому-то Невидимому, но Кто явно есть, раз Он это дал и мама говорит Ему спасибо.
· Приучать малыша к благодарности вообще. Это начинается в этом возрасте, даже если пока он еще не умеет говорить. Вы кладете ему что-то в ручку и говорите за него: «Спасибо». И когда он Вам что-то дает, Вы говорит ему тоже: «Спасибо». Малышам нравится играть в эту «игру», а благодарность — это неотъемлемое качество верующего человека.
· До еды и после еды тоже говорить спасибо, даже уже начиная кормить, чтобы не томить малыша: «Спасибо, Ашем, за вкусную еду!» Хотя это очень похоже на то, что написано выше, еда — это отдельный «параграф» воспитания веры.
· Научить его различать красоту жизни и радоваться ей: птицы, цветы, их форма и запах, муравьи, маленькие животные, приятный ветерок, луна, звезды. Верующий человек должен быть эмоционально богатым, чтобы уметь ценить многообразие и красоту жизни и щедрость Творца, эту жизнь Сотворившего, восхищаться этим.
· Если Вы видите самолет, красивое высокое здание, подъемный кран, что-то, что естественным образом вызывает восхищение маленького ребенка, то нужно обратить его внимание на это и сказать: смотри, как Ашем (или Б-г, или Творец, так, как Вам удобнее называть Б-га; главное, чтобы это было у Вас естественно, без напряжения) дает людям умение строить такие прекрасные здания.
· Вы, конечно, уже поняли идею: всё, достойное удивления, восторга интереса маленького ребенка — а детям всё интересно, всё ново, — нужно уметь ненавязчиво отметить: «Как хорошо, что Б-г это создал». Но это должно быть сказано ненавязчиво, между делом, чтобы стало естественным фоном, а не нотацией. То, что звучит естественно, мило, мягко, — становится частью личности, а то, что звучит как нотация, сурово, то отторгается. Поэтому, если сомневаетесь, то лучше промолчать, чем сказать. Но в этом возрасте это нормально — дети все принимают. Это потом, когда им становится лет 7-8, от этого лучше отказаться или говорить такое очень нечасто, и лучше принимать то, что ребенок говорит, и соглашаться с ним, и смотреть на то, на что он обращает внимание мамы. Маме лучше слушать и принимать с участием те моменты веры, о которых говорит ребенок, чем говорить самой.
· Когда малыш спросит, где Б-г, лучше сказать — на небе. Но отдельно оговорить, что самолет и облака — это самолет и облака. Называть всё своими именами, чтобы у ребенка не сложилось искаженного представления.
· Хорошо почаще говорить, что Б-г его — малыша — очень любит. И маму любит, и папу любит, и бабушку, и т.д. Малышам очень нравятся эти перечисления. И они воспринимают это совершенно естественно и правильно, что Б-г их любит. Это взрослому человеку странно, ему кажется, что любовь Б-га нужно заслужить, а маленький ребенок воспринимает всё очень гармонично: Б-г его любит и иначе и быть не может.
· То есть важно, чтобы Б-г был не некой отвлеченной духовной субстанцией, а частью эмоционального мира ребенка, чтобы — как говорит мама — Б-г его любил, обожал, заботился о нем, дарил ему блага и радость. Это так и есть на самом деле, и, чтобы ребенок рос с Б-гом в душе, чтобы он рос эмоционально богатым и психологически устойчивым человеком, ему надо об этом рассказывать, в этом воспитывать.
· Не говорить ребенку, когда он подрастет, что Б-г его накажет, что Б-г его не любит — за какие-то дела и проступки. В жизни взрослые — родители и воспитатели — обычно не скупятся на гнев, на выговоры, когда ребенок выводит их из себя, и лучше всего в этом смысле Б-га оставить в покое.
· На сайте есть мои лекции по книге рава Шломо Вольбе, мой совет Вам их послушать, вопрос, который Вы задали рассматривается там, начиная с третьей лекции.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина