Темы: Воспитание детей, Ита Минкина, Воспитание самостоятельности, Отношения со сверстниками
Шалом! У меня вопрос: как научить ребенка не зависеть от мнения людей? Спасибо, N.
Уважаемая N.,
Вы задаете очень важный вопрос. Чтобы правильнее и точнее ответить на него, нужно учесть несколько основных моментов, которые влияют — каждый по-своему и все вместе — на зависимость или независимость ребенка от окружающих.
Но прежде, чем мы рассмотрим эти моменты, вспомним: полностью не зависеть от мнения людей невозможно. Любой ребенок, как и любой взрослый, в той или иной мере зависит от мнения других людей. Полная независимость так же невозможна и нежелательна для нормального человека, как и полная зависимость.
Очень многие люди держатся в рамках адекватного поведения не из-за высоких моральных принципов или четко выверенных убеждений, а потому, что так все делают, так принято, это считается нормальным в цивилизованном обществе. И это — начиная с того, что человек ходит на работу каждый день, и заканчивая тем, что выбрасывает обертку в мусор, а не на газон, или ест как человек, а не как крокодил (в общественном месте). И проверить себя просто: я поступлю так, если никого не будет рядом, никто этого не увидит или если буду единственным на земле, кто так поступит? Сделаю так или нет?
Еврейские мудрецы (Пиркей Авот, Рамбам) пишут о том, что человек, зная свою природу — подверженность влиянию окружающих, выберет себе достойное окружение, уважаемых, добрых, справедливых людей. Хороших соседей, хороших друзей. То есть природа нормального человека — быть подверженным влиянию, и здесь диапазон выбора самого человека достаточно ограничен (он может убедить и воспитать себя или других, но до какого-то предела). А вот что является выбором человека в полной мере: с кем общаться, переписываться, кого слушать, видеть, с кем проводить выходные, т. е. — выбирать, чьему влиянию подвергаться. И здесь его выбор обязан быть сознательным.
Возвращаясь к Вашему вопросу: нам, родителям, важно осознать несколько основополагающих для воспитания моментов. Это важно не только для воспитания независимости, но и вообще для воспитания большинства необходимых качеств: уверенности в себе, моральной устойчивости, коммуникабельности, оптимизма и т. д.
Ребенок теряется в такой ситуации. Во-первых, он затрудняется объяснить родителям, чем вызваны его чувства, а во-вторых, и это намного хуже, он перестает доверять себе.
Доверие ребенка к самому себе невероятно важно. Это чувство, сформированное или не сформированное в детстве, сопровождает человека на протяжении всей жизни. «Можно мне доверять этому человеку или нельзя?», «Стоит мне быть откровенным с ним или нет?», «Можно мне сблизиться с этим человеком или стоит держаться от него подальше?».
В таких ситуациях у человека нет иного критерия и компаса, кроме интуиции, и, если он вырос в доверии к своей интуиции, к своим чувствам, то будет следовать им и избежит неприятностей. Но, если его с детства приучили не доверять себе, если постоянно доказывали, что его ощущения, чувства ложны и он должен чувствовать что-то совсем другое, то он лишается внутреннего ориентира и способен довериться тому, кому доверять нельзя.
Никто не застрахован от ошибок, но человек, воспитанный в доверии к себе и привыкший себе доверять, обладает большей внутренней силой, способностью справляться с проблемами и возрождаться к новой жизни, если ему пришлось пройти через испытания.
Читайте также: Как воспитать в сыне умение не идти на поводу у других?
Мальчик в общении с друзьями тяжело воспринимает ситуацию, когда оказывается «третьим лишним»
У дочери проблема с подружками. Как научить ребенка быть самодостаточным?
С уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону