Темы: Воспитание детей, Школа, Подарки, Внимание к ребенку, Ита Минкина, Подростковый период
Здравствуйте, снова обращаюсь к вам за помощью (ваши советы очень ценны и помогли нам во многом). Вопрос простой и... непростой. Мой сын 12 лет — очень хороший, правильный, старательный ребенок. Он учится в гимназии, где повышенная нагрузка, очень много заданий, довольно строгий дух. Это настроение он воспринимает и старается себя вести и держать, как требуют (хотя все остальные ходят на головах все равно). В результате — очень устает от пребывания в школе плюс уроки, которые делает добросовестно. В свободное время лежит и смотрит мультики.
Раньше он просто заболевал, когда уставал, и неделями не ходил в школу. А сейчас вот понял, что ходить надо (уж очень все переживают — и родители, и бабушка, — когда он задыхается и кашляет). И время от времени он просит подарить ему Лего — «чтобы был стимул учиться», «чтобы была радость». На Суккот дарили, теперь надо на Хануку, потом на день рождения. Я уже решила, что ладно, будем дарить (правда, мне кажется, что это большие деньги, 35-40$).
Но волнует вопрос — как еще можно подарить человеку радость? Верно ли, когда счастье связано только с определенной вещью, которая недешевая? Я стала с ним по вечерам разговаривать, делать массаж, он начал улыбаться. Никаких прогулок, развлечений он не хочет, единственное счастье — поиграть с другом, но того отпускают играть только в каникулы.
То есть, мне кажется, что да, в этой ситуации надо дарить Лего. Но мне кажется, что это дорого и — как будто это суррогат счастья, как будто это ненастоящее. Как девушка покупает десятые туфли. А вот как дать (или научить получать) настоящее? N.
Уважаемая N.,
Как подарить ребенку настоящую радость, а не суррогат?
Ваш вопрос действительно простой и непростой. Видно, что мальчик очень напряжен и эта нагрузка буквально отнимает у него все силы. Такой дух в школе, и он постепенно превращает добросовестного ребенка в маленького взрослого. А Вам, конечно, хотелось бы еще видеть его ребенком, и самому мальчику очень важны годы, которые он живет — ребенком.
Поэтому предложу Вам идею, которая, возможно, на первый взгляд покажется неуместной. Но тут речь идет об очень глубоком психологическом настрое, который оказывает влияние на многие сферы жизни. Дело в том, что, судя по Вашему описанию, гимназическое воспитание и сам дух приводит к тому, что мальчик старается жить по правилу: «Все, что делается, может делаться только совершенным, идеальным образом. Только когда вещи выполняются таким образом, они могут подлежать контролю». Вы можете сказать: «И что плохого в том, что вещи выполняются идеальным образом? Разве не к этому надо стремиться? Разве не это идеальный подход прилежного ученика и ответственного человека?»
Конечно, нужно выполнять всё должным образом и стремиться сделать как нужно, но очень совестливые и по природе ответственные дети иногда (с помощью школы или родителей) перегибают палку. Каким образом? Они воспринимают жизнь так: если что-то выполнено не идеальным образом, то оно уже не имеет никакой ценности, в нем нет никакой красоты... От этого предмета уже нельзя получить удовольствие... Если человек свято верит в эту концепцию и глубоко чувствует мир именно через нее, ему сложнее жить... Потому что многое в жизни несовершенно... Люди несовершенны... Отношения несовершенны... Даже точные исследования не защищены от неидеальных условий: лабораторная работа может не получаться, аппарат — не работать, компьютер — зависать и т. д.
Понаблюдайте за ним... И, если подтвердится это предположение, постепенно воспитывайте в нем понимание: и то, что не во всем отлично, — тоже хорошо... Так легче заводить друзей, так легче поддерживать с ними контакт, можно иногда получить четверку (или 80) — и это нормально... И покажите личным примером, что для Вас его оценки не являются первейшим критерием его успешности (не так, как в школе), и, если он получит не только высшие оценки, — Вы все равно его любите и можно вполне с этим жить. Понимаете? Просто иногда ощущение человека, что он должен во всем максимально выкладываться, выжимает из него все жизненные соки... И у него уже не остается сил ни на что другое... Ни на прогулки, ни на развлечения...
Я бы посоветовала Вам, если сочтете это приемлемым, поговорить с его классным руководителем или преподавателями некоторых предметов о том, что иногда в домашних заданиях требуется зубрежка или монотонное повторение для закрепления материала, и делается это для средних учеников. Но это не всегда обязательно, и иногда, если учитель опытный и мудрый, он по договоренности с родителями может освободить ребенка от части работы (например, по предмету, где он прекрасно успевает и восьмое упражнение ему ни к чему). Если объяснить преподавателю, что у мальчика после уроков не остается сил ни на что — ни погулять, ни размяться немного...
Вы спрашиваете, как подарить ребенку радость. Конечно, у каждого человека, в том числе, у каждого ребенка свои интересы и своя дорога, ведущая к счастью и радости. Но есть некоторые вещи, которые радуют почти всех детей.
Все-таки возникает ощущение, что нагрузка очень велика... Подумайте, может, все-таки есть способ ее уменьшить... В гимназии чем дальше, тем нагрузка больше... Не повредит ли это, не дай Б-г, здоровью ребенка — психологическому и физическому?
Желаю всей семье счастья, любви, здоровья и — веселой Хануки!
С уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону