Темы: Воспитание детей, Приучение к порядку, Дисциплина, Ита Минкина, Установление границ
Здравствуйте! В Писании сказано, что каждый родитель должен научить своих детей двум важным вещам: чувству меры и чувству границы. У меня такой вопрос: как научиться этому? Просто чувствую, что у меня с этим проблемы, и это проявляется во многих вещах, в мыслях, в учении, в общении. И как правильно воспитывать в детях чувство меры? N.
Уважаемая N.,
Вы задаете очень важный вопрос — о чувстве меры и чувстве границы. Чтобы точнее ответить на него, необходимо знать, о детях какого возраста идет речь, потому что для каждого возраста свои методы и у каждого возраста своя планка — «что он может» и «чего не может». Потому что ожидать или требовать от ребенка чувства границ или меры в том возрасте, когда он еще органически к этому не способен, это значит нанести вред воспитанию.
Например, ожидать от ребенка чувства меры и требовать, чтобы он не плакал, в таком возрасте, когда дети выражают слезами большой спектр эмоций, было бы ошибкой. С другой стороны, не устанавливать ребенку тех границ, которые должны быть установлены именно в этом возрасте, очень опасно, потому что можно упустить время и потом будет сложнее приучить его.
Второй момент, который необходимо учитывать, это темперамент самого ребенка. Есть дети спокойные по натуре, и им сравнительно легко понять и усвоить правила и, в частности, границы дозволенного. Но детям непоседливым, упрямым ставить границы нужно с умом, учитывая их характер и представляя, какую меру ограничений ребенок способен «переварить» на данный момент. Иначе, не дай Б-г, можно вырастить необузданного или мстительного ребенка, который сопротивляется всем и вся.
Третий важный момент — это чувство меры у самих родителей, иными словами, личный пример. У многих родителей это слабое место. И, если родители знают, что сами очень далеки от совершенства в какой-то области, им не следует требовать выполнения того, что они сами рады бы сделать, но не в силах. То есть требования должны быть реальными и соответствовать возрасту и характеру ребенка.
Очень важно оценить его силы. Если речь идет, например, о том, чтобы вовремя идти спать, не засиживаться допоздна, а родители и себя не смогли приучить к этому, то, предъявляя требования к ребенку, родителям надо и себе установить границы сна и бодрствования. И, конечно, прилагать усилия, чтобы их придерживаться. Ограничения, которые родители вводят для себя, тоже должны быть разумными, учитывающими реальность и выполнимыми.
Четвёртый момент: когда случаются ошибки, проколы, невыполнение установленных правил, важно различать, по какой причине это произошло. Если правила были нарушены по слабости, из-за недостаточности усилия, родители должны верить, что ребенок способен соблюдать правила, но у всех случаются проколы и т.д. Иногда родители очень резко реагируют на срывы, сами срываются на детей, унижают их, лишают детей веры в себя и в свою способность справиться.
Пятый момент: границ должно быть немного. Все запреты и ограничения (что собственно и называется границами) должны быть продуманы. Невозможно запрещать ребенку всё подряд, а ведь мы, родители, очень часто реагируем: «Нельзя!» на рефлекторном уровне. Необходимо решить: какие правила существуют в вашем доме, в вашем воспитании, и придерживаться этих правил. Если их будет не так много, их будет несложно выполнять, и за их исполнением будет легко следить. С другой стороны, многочисленные запреты невозможно выполнить, и дети начинают лукавить.
Все ограничения, к которым мы приучаем детей, можно разделить на три группы:
Если Ваш вопрос касается какого-то конкретного запрета или ограничения, то укажите, пожалуйста, возраст ребенка и какой у него характер, и можно будет попытаться ответить более конкретно.
С уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону